Татьяна Субботина
Памятка для воспитателей «Усложнение дежурств в разных возрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Дежурство по столовой
2 младшая группа (3-4 года)
Дежурств нет, но есть трудовые поручения, которые систематически охватывают всех детей. Перед ребенком ставят одно условие: помочь взрослому накрыть на стол (только тем детям, которые сидят вместе с ним): расставить салфетницы, хлебницы, тарелки; разложить ложки (по возможностям).
Публикация «Памятка для воспитателей „Усложнение дежурств в разных возрастных группах“» размещена в разделах
Руководя деятельностью детей, взрослый направляет основное внимание на обучение последовательности в работе, умению не отвлекаться от дела, стремиться к созданию спокойной, приятной обстановке. Со второй половины года трудовое поручение (помочь накрыть на стол) дается одному ребенку за каждым столом.
Интерес к сервировке формируется через дидактические игры «Поможем кукле накрыть на стол», рассматривание алгоритма в картинках «Подготовка к дежурству».
Средняя группа (4-5 лет)
Дежурство с начала года – по 1 дежурному на каждый стол 1 день.
Обязанности дежурных:
Сентябрь - декабрь: расставить салфетницы, хлебницы, раскладывать ложки, вилки, расстилать салфетки.
Январь - март: разносить фрукты, наполнять салфетницы салфетками, контролируют полоскание рта, проверяют стулья за столами, с помощью взрослых сообщают название блюда.
Апрель: расставлять блюдца и чашки (младший воспитатель ставит на стол чашки, дети носят по 2 на детские столы).
Приемы: наглядный показ (откуда брать посуду, сколько тарелок, где класть); игры-аттракционы «Кто лучше накроет стол для гостей»; схемы «Подготовка к дежурству», «Последовательность сервировки стола», постоянная словарная работа, введение «уголка дежурных».
Старшая группа (5-6 лет)
Дежурство – по 2 ребенка ежедневно.
Главная задача: формирование ответственности за порученное дело, общественные мотивы поведения.
Сентябрь-декабрь: закрепление навыков средней группы.
Январь-февраль: раскладывают ножи (для самостоятельного намазывания масла на хлеб).
Март-май: должны знать, какую посуду ставить для завтрака, обеда, полдника; сообщать какие блюда подаются, кратко комментировать их полезность (с помощью взрослых); желать «Приятного аппетита»; добавлять салфетки в салфетницу.
Приемы: комментировать действия с опорой на схемы, задавать вопросы взрослым по содержанию меню, полезности продуктов; напоминать товарищам о необходимости полоскать рот после еды, своевременно ставить стульчики; индивидуальная и коллективная оценка результатов труда, отражение системности дежурства в уголке, качества дежурства – знаками.
Подготовительная группа (6-7 лет)
Дежурство – по 2 ребенка по 2 дня.
Сентябрь-декабрь: закрепление навыков старшей группы; убирать посуду со стола после приема пищи.
Январь- май: нарезать и складывать салфетки разными способами; сообщать меню; рассказывать, какие витамины и полезные вещества содержатся в продуктах; знать и рассказывать алгоритм дежурства, порядок сервировки стола.
Приемы: коллективная адекватная оценка результатов работы дежурных; сравнительный анализ качества дежурств за неделю; анализ деятельности дежурства с позиций трудового процесса: цель, мотивация, инструменты и материалы, трудовые действия, результат труда; сформированность навыков системности дежурства.
Дежурство по занятиям
2 младшая группа (3-4 года)
Дежурные по занятиям не назначаются. Желающих привлекают к подготовке к занятиям в форме трудовых поручений (разложить коробки с карандашами, доски для лепки, стаканчики для кисточек).
Средняя группа (4-5 лет)
Сентябрь-ноябрь: дети привлекаются в подготовке к занятиям в форме трудовых поручений, систематически охватывающих всех детей.
Разложить коробки с карандашами, доски для лепки, кисточки для рисования, клеенки, тряпочки; помочь поставить тарелочки с материалом для аппликации, раздаточным материалом для математики; поставить к столу стулья, проверить их соответствие. После занятий дети помогают убрать материал, воспитатель говорит конкретно, кому и что надо сделать.
Дежурство вводится с декабря – по 2 человека.
Обязанности дежурных: с помощью взрослых ставят столы для занятий, к столам стулья, проверяют их соответствие; раскладывают необходимый материал; убирают столы и стулья после занятий вместе со взрослыми; убирают со столов весь материал после занятия.
Приемы: наглядный показ, образец – стол воспитателя, схемы расположения материала для разных видов занятий, постоянная словарная работа, введение «уголка дежурных по занятиям».
Старшая группа (5-6 лет)
Дежурство – по 2 ребенка ежедневно.
Главная задача: формирование ответственности за порученное дело, общественные мотивы поведения.
Сентябрь-ноябрь: закрепление навыков средней группы, раскладывают все, что нужно для занятия. Воспитатель контролирует.
Декабрь-май: ставят стол и стул для воспитателя; стирают тряпочки, клеенки под контролем взрослых после занятий или после сна.
Уборка группы после занятий под руководством взрослого.
Приемы: комментировать действия с опорой на схемы; знать, какой материал для какого занятия потребуется; эстетика и порядок расположения материалов на столах; индивидуальная и коллективная оценка результатов труда, отражение системности дежурства в уголке, качества дежурства – знаками.
Подготовительная группа (6-7 лет)
Дежурство – по 2 ребенка по 2 дня.
Сентябрь-ноябрь: закрепление навыков старшей группы.
Декабрь- май: усложнение. Дежурные вместе с воспитателем готовят необходимый материал для занятий накануне; каждый ребенок готовит свое рабочее место, а дежурные ставят столы и стулья с помощью других детей, проверяют, готовность рабочего места у каждого ребенка; после занятия каждый ребенок приводит свое место в порядок, а дежурные следят и заканчивают все до конца; после занятия приводят в порядок клеенки, тряпочки, кисти.
Воспитатель контролирует работу детей, помогает убрать воду, краски, ножницы.
Приемы: коллективная адекватная оценка результатов работы дежурных; сравнительный анализ качества дежурств за неделю; анализ деятельности дежурства с позиций трудового процесса: цель, мотивация, инструменты и материалы, трудовые действия, результат труда; сформированность навыков системности дежурства.
Дежурство по уголку природы
2 младшая группа (3-4 года)
Дежурств нет, но есть трудовые поручения: полить комнатные растения, протереть большие листья, сеять крупные семена, сажать лук.
Средняя группа (4-5 лет)
Дежурства нет. Трудовые поручения: поливать цветы, рыхлить почву, обрезать сухие листья, отразить состояние погоды в календаре природы.
Индивидуальные поручения: уход и наблюдение за конкретным комнатным растением, посаженной луковицей, корнеплодом.
Приемы: наглядный показ, опора на схемы, понимание знаков календаря природы.
Старшая группа (5-6 лет)
Дежурство – по 2 ребенка ежедневно.
Обязанности: следить за состоянием растений в уголке природы в соответствии с их потребностями, опираясь на схемы; ухаживать по правилам (регулярный полив, полив водой комнатной температуры, равномерно увлажнять почву, наклоняя лейку ближе к поверхности земли, крупные листья обтирать, мелкие – опрыскивать, ворсистые обметать кисточкой); сообщать об изменениях в уголке природы детям; отмечать состояние погоды в календаре наблюдений; делать зарисовки при опытническом наблюдении.
Приемы: организация труда в природе, схемы ухода за растениями в зависимости от их потребностей, формирование умений определять необходимость поливки по цвету почвы (сухая светлее влажной, с трещинами, рыхления по плотности (уплотненная почва плохо пропускает воду и воздух к корням растений); умение распределить работу поровну, учитывая желание друг друга, т. е. договариваться; индивидуальная и коллективная оценка результатов труда, отражение системности дежурства в уголке, качества дежурства – знаками.
Подготовительная группа (6-7 лет)
Дежурство – по 2 ребенка по 2 дня.
Закрепление и систематизация навыков старшей группы.
Приемы: коллективная адекватная оценка результатов работы дежурных; сравнительный анализ качества дежурств за неделю; анализ деятельности дежурства с позиций трудового процесса: цель, мотивация, инструменты и материалы, трудовые действия, результат труда; сформированность навыков системности дежурства.