Ирина Назарова
Памятка для воспитателей «Рекомендации по развитию познавательной и коммуникативной активности ребёнка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Умён тот, кто умеет мыслить.
Публикация «Памятка для воспитателей „Рекомендации по развитию познавательной и коммуникативной активности ребёнка-дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности - ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.
Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о возможностях дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их. Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателю, которые во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.
Рекомендации по развитию активности ребёнка — дошкольника (познавательной, коммуникативной).
1. Предоставить ребенку возможность свободного выбора деятельности. Это обеспечит личную значимость того, что он делает.
2. Необходимо позитивная мотивация к той или иной деятельности. Для формирования такой мотивации ребенку необходимо постоянное подтверждение того, что он действует правильно, что у него получается. Этому будет способствовать и создание ситуаций успеха, в которых у ребенка будет формироваться уверенность в своих силах и желание идти дальше.
3. Игры и упражнения, используемые в ходе обучения, должны соответствовать его целям и предмету осознания.
4. Предлагаемый детям материал для осознания и усвоения должен быть эмоционально окрашен, удобен для зрительного восприятия выделен цветом, графически обозначен и т. д.).
5. Необходимо учитывать двуплановость деятельности: ее внешнюю сторону (предметные действия, манипуляции) и внутреннюю (процессы, происходящие в сознании).
6. Доминировать должны действия и рассуждения самых детей, а не взрослого.
Показателем успешного усвоения предлагаемого материала будет перенос ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в различных ситуациях.
Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы - режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).
Словесные игры помогают развивать речь детей : пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр.
Варианты заданий:
во время одевания (раздевания) предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к друг;
определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация);
расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные);
На прогулке:
собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие);
во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;
наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;
играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.