Ольга Осипова
Памятка для воспитателей «Как поддерживать детское общение в разновозрастной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Разновозрастную группу посещают дети с разным жизненным опытом и разным уровнем развития коммуникативных навыков. Поэтому задача воспитателей – создать условия для эффективного детского общения.
Организовывать коллективные виды деятельности. Для этого нужно планировать день так, чтобы дети попадали в адекватные возрасту модели общения. В первую очередь игровая деятельность стимулирует развитие общения между детьми разного возраста. В условиях разновозрастной группы речевое общение для ребенка становится острой необходимостью. Ему важно, чтобы его понимали партнеры по игре – как сверстники, так и дети старше и младше.
Публикация «Памятка для воспитателей „Как поддерживать детское общение в разновозрастной группе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ненавязчиво участвовать в общении детей. Трудности в общении между детьми разного возраста могут возникнуть из-за того, что для младших детей характерны нестандартные детские высказывания и отсутствие жестких норм и правил. В разговоре со старшими детьми малыши используют непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы, которые вызывают у старших недоумение. При необходимости в таких ситуациях воспитатель может выступить в роли так называемого переводчика.
Демонстрировать пример партнерского стиля общения. Своим примером педагог должен утверждать в группе партнерский стиль общения и приветливый тон. Для этого следует обсуждать с детьми планы группы на день. Старшие дети будут смотреть на взрослого и подражать ему интонацией, активно использовать различные речевые средства, чтобы малыши их поняли. Непонятливость малышей заставляет старших детей продумывать то, что они хотят сказать, а значит, четче формулировать свои мысли. Малышам, которые хотят объясниться со старшими, тоже приходится говорить больше, подробнее, строить связные предложения. Таким образом, развиваются речевые навыки и старших, и младших дошкольников.
Стимулировать младших детей обращаться к старшим с просьбами или предложениями. Проблемой в разновозрастной группе может стать и то, что младшие дети предпочитают слушать старших детей, а не говорить, в то время как старшим дошкольникам важнее высказываться, чем выслушивать. Чтобы решить эту проблему, педагогу нужно учить старших детей отвечать на вопросы младших понятно. Малыши могут усвоить только высказывание из двух-трех предложений – пусть педагоги объяснят это старшим дошкольникам.
Маленьким детям педагог может предлагать комментировать свои игровые действия, называть игрушки, предметы-заместители, проговаривать условные действия. Старшие дети тоже могут предлагать малышам все проговаривать. Педагогу важно замечать это и хвалить старших, если они приветствуют такое поведение младших.