Анна Саватеева
Памятка для воспитателей и родителей «Классификация детских страхов»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для воспитателей и родителей «Классификация детских страхов».
В самом общем виде страх условно делится на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка обстановке, например, при стихийном бедствии, нападении собаки и т. д. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач.
Публикация «Памятка для воспитателей и родителей „Классификация детских страхов“» размещена в разделах
Личностно-обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативно- и личностно-обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.
Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальные и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемые или хронические – особенностями личности.
В 2000 году психолог Ю. Щербатых выдвинул свою классификацию человеческих страхов. По его мнению, они могут быть трех видов:
1. Природные страхи – боязнь природных явлений, вызывающих оправданные опасения: гроза, шторм, землетрясение, сильный ветер и т. д. т.
2. Социальные страхи – это, например, боязнь войны, страх за своих близких; преступности, беспорядков и хулиганства; страх бедности, смерти (танатофобия) – очень сильный страх, основа всех страхов и иногда он становится паталогическим, страх за свое здоровье (нозофобия, страх начальства, публичности, сцены; боязнь любых изменений в жизни и т. п.
3. Внутренние страхи. Взрослые пугали маленького ребенка страшным Букой, который живет под кроватью. Вырос большой дядя, а страх детства остался, и до сих пор перед тем, как лечь спать, заглядывает он под кровать. Больная, изуродованная глупыми «педагогами», фантазия порождает таких монстров, что смерчам и тараканам до них далеко! Их трудно не бояться.
Все три группы страхов могут дополнять друг друга и смешиваться между собой.
По мнению Зигмунда Фрейда, существует всего две категории страха :
1. Реальный– рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешний опасности;
2. Невротический – это субъективное состояние, сопровождаемое аффектом.
Стоит также упомянуть возрастные страхи – это страхи, возникающие у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенности их психического и личностного развития. Они существуют после возникновения в течение 3 – 4 недель– это норма. Если же в течение этого времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе невротическом. Для него характерны большая эмоциональная интенсивность, напряжение, длительность. Разумеется, это неблагоприятно влияет на формирование характера и приводит к возникновению реактивно-защитного поведения (избегание объекта страхов, а также всего нового и неизвестного). На фоне невротического страха возможно проявление других неврозов, астении (повышенная утомляемость, нарушение сна, учащенное сердцебиение и т. д.).
Сравним с научными трудами еще одного психолога Г. Каплана. В них знаменитый ученый рассматривал деление человеческих страхов на :
1. Конструктивные.
2. Патологические – это страх, препятствующий общению, развитию личности, психологии, приводит к социальной дезадаптации и далее – к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам.
Как их не называй, но оба ученых сошлись в одном, что первые страхи призваны помогать человеку спасать свою и чужую жизнь, а вторые являются признаками разрушающей болезни.
Ночные страхи бывают у детей, ночной сон которых имеет те или иные отклонения, но и без них ночные кошмары возможны, если ребенок впечатлительный, действуют травмирующим образом обстоятельства, обстановка или болезненное расстройство. Нужно отметить также, что на ночные страхи у детей может повлиять особенности протекания беременности и родов, психическое и напряженное состояние матери, наличие кошмарных сновидений у родителей того же пола, особенно у матерей девочек. Следует обратить внимание на то, что девочки наиболее подвержены страхам, чем мальчики, а поэтому и ночных страхов, кошмарных снов у них наблюдается больше.
В таких случаях, когда ребенок испытывает различные ночные страхи, не нужно его стыдить, выключать свет и оставлять одного в кровати. Необходимо ласково разговаривать с ним, посидеть на его кроватке, погладить по головке, рассказывая при этом какую-нибудь спокойную сказку. Избегать бурных игр, плотной пищи перед сном, просмотра или прослушивания сказок, фильмов с «ужастиками» в их содержании. Детскую лучше проветрить перед приходом туда ребенка. Можно помыть ему ножки прохладной водой. Ночью не мешает подойти к кроватке малыша, поправить одеяло и тихо сказать что-нибудь ласковое ребенку. Утром вместо будильника мягко и ласково разбудить ребенка. Днем необходимо предоставить большую игровую деятельность: подвижные, шумные и эмоционально насыщенные игры, чтобы вечером ребенок уснул «без задних ног». Укладывать спать малыша нужно в кроватку, находящуюся в комнате с не нагроможденной мебелью, в нетемном углу и не слишком светлом, без посторонних источников звука, беспокоящих взрослых.