АННА ЮРЬЕВНА МАНОХИНА
Памятка для родителей «Организация работы с ребёнком раннего возраста с нарушенным слухом в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное ей использование в условиях общения, является организация слухо-речевой среды в естественных условиях жизни ребёнка. Это предполагает постоянное общение с ребёнком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития.
1. Все упражнения выполняются в слуховых аппаратах обязательно!
Публикация «Памятка для родителей „Организация работы с ребёнком раннего возраста с нарушенным слухом в домашних условиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
2. Поддерживайте все проявления речи у ребёнка, побуждайте его к активному применению речи. Радуйтесь любой победе малыша.
3. Контролируйте речь ребёнка и соблюдайте единые требования к речи взрослых в семье. Слова и фразы в этом возрасте дети могут произносить приближённо, усечённо. Речь взрослых не должна быть очень многословной, эмоционально окрашенной, сопровождающейся естественными мимикой лица и жестами. Взрослый называет предметы и выполняемые действия. Малыш должен хорошо видеть лицо говорящего.
4. Не нагружайте ребёнка. Делайте интервалы между упражнениями. Длительность занятий с ребёнком до 15-20 мин. В первой половине дня и после дневного сна.
5. Будьте внимательны с мелкими предметами (монетами, пуговицами, семенами и др., чтобы они не попали ребёнку в нос, рот и слуховые проходы.
6. Привлекайте малыша и дома, и на улице к различным бытовым шумам, звукам природы и музыки, сигналам транспорта.
7. Постепенно вводите слова из слухо-зрительных отработок в таблички.
8. Постоянно консультироваться с сурдопедагогом по возникающим вопросам обучения и воспитания неслышащего ребёнка.
Таблички пишутся на плотной бумаге, печатным шрифтом, высота полоски 4-5 см. Вводите письменную речь постепенно, начиная с двух слов, затем увеличьте количество предлагаемых слов до трёх-четырёх. Глобальное чтение, т. е. узнавание слова по табличке, помогает набрать пассивных словарь тогда, когда ребёнок, ещё не умея произносить слова, знакомится с его графическим образом и смысловым значеием. Обучение глобальному чтению начинается с простых слов, называющих членов семьи и домашних животных, потом количество слов увеличивается. В дальнейших упражнениях, в независимости от направления работы, желательно основные предметы, используемые для проведения занятий, обозначать табличками, т. е. к предмету или его изображению на картинке подкладывать необходимую табличку.
1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. – М. : ГИЗ ВЛАДОС, 2001.
2. Е. Н. Балышева. Ребёнок плохо слышит. Развивающие занятия для детей с проблемами слуха. – СПб. : Изд. дом ЛИТЕРА, 2005.
3. Т. В. Николаева. Комплексный психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом. – М. : Изд. ЭКЗАМЕН, 2006.