Камила Паника
Логопедическая памятка для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Для выработки правильного произношения Вашему ребёнку необходимы увлекательные игры-тренировки артикуляционного аппарата. Не забывайте подбадривать своего ребёнка даже при малейших успехах и быть терпеливыми к неудачам.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА
Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:
• заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;
• все упражнения проводятся перед зеркалом;
• сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новомуупражнению;
Публикация «Логопедическая памятка для родителей» размещена в разделах
• для каждой группы звуков существуют свои артикуляционныекомплексы, которые вам предоставит логопед.
• Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений,вы должны выяснить, как ваш ребё нок ориентируется в пространстве: может лион показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу;различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционнойгимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
1. Заборчик
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
2. Трубочка
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
3. Заборчик-трубочка
Насчет «раз-два» чередовать упражнение «Заборчик» и упражнение «Трубочка».
4. Толстячок
1) Надувание обеих щек одновременно. 2) Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
5. Худышка
Втягивание щек в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
6. Накажем непослушный язычок.
Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей поверхности от кончика до корня, постепенно высовывая и снова втягивая.
7. Причешем язычок
Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.
8. Часики
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
9. Качели
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку правильные движения.
ПАЛЬЧИКОВАЯ
ГИМНАСТИКА
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
• Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
• Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
• Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
• Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
• У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
• В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:
• Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильновоспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался содного движения на другое. При необходимости помогите малышу илинаучите его помогать себе второй рукой.
• Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участиеобеих рук, затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно
1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременнообеими руками, затем по очереди каждой рукой.
2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди.
3. "Замок". Переплетите пальцы, сожмите ладони.
4. "Солнечные лучи". Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы.
5. "Ножницы". Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной,потом другой рукой и обеими руками вместе.
6. "Пальчики здороваются". Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большомупальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно).
7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно.
8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно.
9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе.
10. Имитируйте игру на пианино.
11. "Человечки бегают" с помощью указательного и среднего пальцев.
12. "Футбол". Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами.
13. Надавите четырьмя сильно сжатыми пальцами одной руки на основание большогопальца, затем на середину ладони.
14. Разотрите ладони (вверх-вниз).
15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами.
16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними.
17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.
Любой небольшой стишок, потешку или песенку можно «переложить на пальцы», то есть придумать несложные движения для пальчиков.
В помощь родителям правила выполнения домашнего задания.
1. Тетрадь с заданием логопеда выдается в пятницу.
2. Получив тетрадь, ознакомьтесь с заданием.
3. Если возникли вопросы, обратитесь за разъяснениями к логопеду.
4. Убедитесь, что предыдущие домашние задания были выполнены вами верно. Если нет - доделайте эти задания (или переделайте).
5. Внимательно причитайте новое задание логопеда. Постарайтесь понять, на что направлено задание (активизация словаря (лексическая тема, повторение
предлогов (грамматический строй, работа над фразой и связной речью ребенка (построение предложений) и т. д.)
6. Подберите наглядный материал (картинки и пр., который должен быть
доступен для ребенка (он знает что это, может назвать)
7. Обсудите с ребенком выбор материала, помогите ему вырезать картинки,
наклеить их.
8. Поговорите с ребенком по поводу данной лексической темы: задайте вопросы, вспомните примеры из жизни, покажите (по возможности, продемонстрируйте, как это работает, как перемещается, для чего используется и т. д.
9. Помогите ребенку овладеть грамматической формой: правильно
согласовывать слова во фразе и в предложении, правильно употреблять
предложно-падежные конструкции, обращайте внимание на окончание слов в
предложении, употребление слов в нужном числе и роде и т. п.
10. Помогите ребенку строить и совершенствовать свою фразу и связную речь в целом. Больше читайте ребенку произведений художественной литературы, пейте колыбельные песни, исправляйте речевые ошибки.
11. Ошибки нужно исправлять тактично, это должна быть помощь ребенку в
овладении новым (в данном случае родным языком). При этом не стоит
наказывать детей за ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребенка, подобрать такой мотив, такой ключик,
чтобы ребенок сам захотел узнать новое, выполнить задание.
12. Лучше, если инициатива будет исходить от ребенка, а взрослый должен
помогать, направлять деятельность ребенка.
13. Приносите тетрадь вовремя (не позднее понедельника следующей недели, отдавайте тетрадь в руки воспитателю.