Наталья Чепыжная
Памятка для родителей «Причины нарушения звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Причины нарушения звукопроизношения могут быть различными. Одна из самых распространенных, является неправильное строение артикуляционного аппарата: укороченная подъязычная уздечка, слишком большой неповоротливый или слишком маленький язык, дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса, неправильное строение зубов, зубного ряда и т. д.
Другой причиной может быть недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, неумение ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.
Публикация «Памятка для родителей „Причины нарушения звукопроизношения“» размещена в разделах
Еще одной причиной может быть неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под детскую речь или умиляясь забавному лепету ребенка, долгое время «сюсюкают» с ребенком, а это задерживает формирование правильного звукопроизношения.
Нарушение звукопроизношения может возникнуть вследствие подражания искаженному произношению взрослых членов семьи или маленьким детям, у которых не сформировалось еще правильное звукопроизношение. Может отрицательно сказаться на речи пребывание детей в двуязычном окружении и т. д.
В процессе формирования звукопроизношения очень важны :
слух и фонематическое (звуковое) восприятие.
подвижность органов речи.
Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха в раннем детстве отрицательно влияют на развитие речи. Поэтому при нарушении звукопроизношении всегда надо проверять слух ребенка и выяснять, не вызвано ли данное нарушение речи снижением слуха.
Часто у детей с нарушением звукопроизношения слух может быть в норме, но фонематическое восприятие может оказаться недостаточно развитым, т. е. способность воспринимать на слух и точно различать все звуки речи.
В случаях нарушения артикуляционной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонким акустико-артикуляционным признакам.
Дети отличаются друг от друга не только по степени развитости фонематического восприятия, но и по развитию моторики (т. е. подвижности речевых органов). Некоторые легко делают артикуляционные движения, и с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие дети плохо владеют своими речевыми органами и им нужна длительная тренировка для того, чтобы они смогли произвести необходимое речевое движение.
Родители должны знать, что стойкие формы дефектов произношения, различные формы недоразвития речи не исправляются с возрастом.
Исправление искажений произношения звуков и выработка правильного произношения требуют систематической и напряженной логопедической работы.