доброхотова ирина
Памятка для родителей «Подборка фонематических игр для детей дошкольного возраста 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей «Подборка фонематических игр для детей дошкольного возраста 4–5 лет»
Памятка для родителей «Подборка фонематических игр для детей дошкольного возраста 4–5 лет»
Большинство фонематических игр - это игры со словами, точнее, со способностью различать в словах отдельные звуки. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие. Большое значение в формировании правильной речи ребенка имеет фонематический слух. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы, составляющие звуковую оболочку слов.
Публикация «Памятка для родителей „Подборка фонематических игр для детей дошкольного возраста 4–5 лет“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Средняя группа
- Темочки
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых не возможны полноценное чтение и письмо.
Чтобы ребенок слышал в своей речи, исправлял себя, научился писать без ошибок и овладел навыками звукового анализа слов важно играть с ним в игры, которые способствуют развитию фонематического восприятия.
Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5ЛЕТ
«МЫ – АРТИСТЫ»
Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).
Аист вез из магазина На своей коляске груз:
Ананасы, апельсины, Абрикосы и арбуз.
«УСЛЫШИШЬ ЗВУК – ХЛОПНИ В ЛАДОШИ»
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. Но сначала нужно познакомить ребёнка с самим звуком и ввести его образ, например, Сегодня мы будем играть со звуком Ш-это звук шипящей змеи ш-ш-ш (картинка змеи). Если у ребёнка звук ещё не появился ни в коем случае не заставлять его произносить этот звук, в этом случае звук будет произноситься взрослым, а ребёнок должен услышать его, узнать и хлопнуть 1 раз в ладоши. Сперва среди других звуков, затем среди слогов, затем среди слов. Ш-с-ш- ш- с-с-ш-к-м-п-с-ш-ф-ш-ф-ф-ш-с-ш
ша-шу-сы-ас-ош-уф-фу-шу-су-сы-фы-ши
шар-сок-шуба-пушка-филин-карандаш-самокат-каша
«НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК»
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица).
«ВЕСЁЛОЕ НАЗВАНИЕ»
Взрослый четко произносит слова, услышав правильное слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши и повторить его: например:
Паман, ваман, батан, банан.
Атьбом, аньдом, акольм, альбом.
Фитамин, вибамин, визамин, витамин.
Кетка, фетка, метка, клетка
«КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук, при этом повторяющийся звук нужно протягивать голосом: утка, туфли, удочка, кенгуру - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ!»
Предложите ребенку придумать вместе с вами слова, которые начинаются на «ма». Ребенок предлагает: «машина, малина, маска, мама.»
«ЧИСТОГОВОРКИ»
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол. (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко. (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле. (ти).
Де-де-те - сядем в темно. (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по. (лю). (чистоговорки можно найти например на сайте martinira.ru сайт для мам и малышей (в разделе автоматизация звуков-автоматизация в чистоговорках) или просто воспользуйтесь поисковиком «разные чистоговорки»
«ЗОРКИЙ ГЛАЗ»
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове. (6-7 лет) Если ребёнку 4-5 лет, то взрослый сам находит и показывает предметы со звуком, в который они играют, н-р, Ш- Шшкаф, Шшторы, Шшнурки, -какой первый звук слышится в этих словах?-правильно, это звук нашей Змеи, звук ШШШ. Повтори предметы со звуком Ш, постарайся протянуть первый звук в слове.
«ИСПРАВЛЯЙ-КА»
Произнесите слова в «дефектном» произношении и попросите ребенка исправить ошибку, например: баван (банан)
«КТО БОЛЬШЕ?»
Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с изучаемым (или называемым вами) звуком. (6-7 лет)
«ИСПРАВЬ НЕЗНАЙКИНЫ ОШИБКИ»
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушай внимательно и исправляй ошибки. (внимание, играем только с правильно произносимыми звуками)
Коса прыгнула через забор.
Идветь ест малину
Гаран жуёт сочную траву.
Соня ест инаград.
Собаха сторожит дом.
Дима одевает рукашку.
«КАКОЕ СЛОВО ЗАДУМАНО?»
Взрослый показывает ребенку картинки и
называет их, пропуская первый звук …ашина, а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (мммашина) и т. д.
«ПОДБЕРИ ПРАВИЛЬНО РИФМУ»
Внимание, если ребёнку трудно добавить слово, тогда взрослый подсказывает ему начало, первый слог-май. ку (ребёнок добавляет второй слог, лучше всего иметь перед глазами картинки, либо взрослый должен зарисовать ответ (в том случае, если ребёнок не добавил слог и тогда ребёнок угадывает (заканчивает)слово по картинке
Отругала мама зайку,
Он надел под свитер гайку. (майку).
Много снега во дворе,
Едут танки по горе. (санки)
Пес Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный дуб (суп).
Не случайно у сестрички
фантики в косичках (бантики).
Проплывает под мостом серый,
скользкий, длинный дом (сом).
Здесь в лесу есть злые звери,
запирайте на ночь. (двери).
Как-то вечером две мышки
унесли у Пети. (книжки)
«Грузы я возить привык!»
- Говорит нам. (грузовик).
Тише, Танечка, не плачь,
не утонет в речке. (мяч).
Портфель я выронил из рук,
такой большой на ветке. (жук).
Шел по лесу шустрый мишка,
на него свалилась. (шишка).
Ветер, ветер, ты могуч,
ты гоняешь стаи. (туч)
Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами (2-1 1-2 2-2 1-3 3-1 2-3 3-2 1-2-1 2-1-2)
Игра «Прохлопай слово по слогам» : начинаем с двухсложных слов (вата, муха, духи, медведь, кофта, туфли и др., затем односложные (дом, кот, мак, сом., трёхсложные (корова, футболка, виноград). При этом каждый слог отхлопывается и проговаривается одновременно, медленно и чётко. После деления на слоги нужно уточнить какое слово делили на слоги и назвать его чётко целиком