Мария Казакевич
Палочки Кюизенера, игры и упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Палочки Кюизенера, игры и упражнения
Игры детей с конструктором – это их самое любимое занятие. В ходе игр с «Конструкторами» ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели.
Публикация «Палочки Кюизенера, игры и упражнения» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2021
В образовательной деятельности с детьми использую нестандартные дидактические средства. Одно из таких пособий - счётные палочки Кюизенера (далее – Палочки). Этот многофункциональный, яркий и привлекательный набор делает процесс обучения с детьми весёлым и занимательным. Детали набора интересны тем, что работать с ними дети могут и в горизонтальной, и в вертикальной плоскости. Палочки применяю не только для развития познавательной активности детей, освоения сенсорных эталонов (размер, цвет, но и для развития комбинаторных и конструкторских способностей, детского творчества, развития фантазии и воображения.
Дети с большим интересом конструируют с помощью палочек Кюизенера.
В работе по использованию конструктивных игр с палочками Кюизенера с детьми старшего возраста, ставлю задачу приучения детей предварительно обдумывать процесс своей деятельности: что строить, каков будет размер постройки, какой для неё понадобится материал и т. д.
При планомерной работе у детей отчётливо выражается интерес к овладению самим процессом конструирования, интерес к мастерству выполнения. Они с увлечением строят, стремясь достигнуть более совершённого вида постройки; многократно повторяют одну и ту же конструкцию, стараясь аккуратно, точно её выполнить. Легко замечают недостатки в своей работе, так и в работе товарищей, стремятся устранить их.
В работе с детьми я использую следующие приё мы руководства:
- напоминание о приёмах постройки;
- предложение рассмотреть предмет, который надо построить, или иллюстрацию, изображающую его;
- путём вопросов предложить детям вспомнить отдельные части постройки (например, у дома: крыша, окно, крыльцо);
- обращаю внимание на главные части постройки (например, при постройке поезда: «А у вашего поезда будут окна?», «А кабина машиниста?» и др.);
- в случае явных затруднений у детей в осуществлении замысла, объясняю и показываю, как надо строить то или иное сооружение;
- включаюсь в игру, не изменяя её содержания (например, советом или наводящим вопросом напоминаю, как определить размер постройки, наметить интересные объекты, правильно распределить обязанности и т. д.). Живое участие в строительных играх создают особую близость во взаимоотношениях с детьми.
Осуществляя руководство конструктивной деятельностью старших дошкольников, опираюсь на их опыт, знания и умения самих детей, стараюсь развить у них смекалку, творчество: «Догадайтесь, как из горки сделать мост?», «Что нужно сделать, чтобы под аркой дома проезжала эта машина?»
Особое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Малоактивным детям сначала предлагаю работу полегче. Затем подключаю к коллективному труду, чтобы они осознавали себя равноправными участниками, получали от своей деятельности удовлетворение.
Для обучения по данной методике использую игровые приемы. Также действенным приёмом являются положительная оценка работы малоактивного ребёнка, подчёркивание его успеха, выражение надежды, что скоро он научится делать игрушки ещё лучше. Ещё один важный приём, сопровождающий манипуляции со счётными палочками - это вопросы к дошкольникам, что делает их восприятие более активным, развивает речь, помогает осмыслить материал. А игровые персонажи помогают создать у детей мотивацию к любой деятельности с Палочками.
Разрешите представить некоторые примеры игр и упражнений с использованием палочек Кюизенера :
1. Для начала предлагаю детям разложить все палочки по цвету.
- Как вы думаете, каких палочек больше всего? А каких меньше всего? (закрепление некоторых математических понятий «больше», «меньше»).
- Какого цвета палочки? (закрепить знание основных цветов и оттенков и т. д.).
Далее предлагаю выполнить постройку по замыслу. Но с определенными правилами. Нельзя путать цвета (если ребенок строит дом из оранжевых палочек, то другого цвета не должно быть, забор одного цвета и т. д.)
2. «Строим под диктовку», например, это будет «Город». Через наш город будет протекать река (ребенок прокладывает дорожку из голубых палочек, а так же будет проложена дорога, но на пути у нее река, что нужно сделать? (ребенок отвечает мост и делает мост через реку). И так дальше придумывать разные действия и продолжить постройку.
3. Предлагаю ребенку выполнить постройку, ориентируясь на схему. Также использую в работе с детьми метод наложения. Далее усложняю работу. Прошу выполнить постройку по образцу, но уже без наложения.
В результате дети проявляют высокую активность в деятельности с палочками Кюизенера. Прослеживается интерес к деятельности, целеполагание, планирование и вариативность выполнения упражнений, оценка собственного результата. Дети аргументируют свои игровые замыслы.