Яна Пинчук
Фотоотчет «Пальчиковый театр для дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Выступление на семинаре-практикуме «Пальчиковый театр - как средство развития речи у дошкольников»
Выполнила: учитель-логопед Пинчук Я. А.
Бирск, 2024
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.
Публикация «Фотоотчет „Пальчиковый театр для дошкольников“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» март 2024
- Как давно вы были в театре? Почему зашел вопрос о театре? Потому что он играет важную роль в развитии ребенка, способствует развитию творческого мышления и воображения, коммуникативных навыков, а также улучшает память. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных форм воздействия на детей, в которой наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Пальчиковый театр – это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки небольшого рассказа, сказки и т. п. Пальчиковый театр- это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет взять на себя роль любого героя. Инсценировка сказок и различных сюжетов при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для ребенка:
1. Развивает мелкую моторику рук и координацию движений (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
2. Стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
3. Заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память; •
4. Театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идёт о сценках - импровизациях; •
5. Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
6. В процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);
7. Возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности
8. Выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным, чувствует себя раскованно, свободно.
Виды пальчикового театра : 1. Бумажный/картонный. Самый простой, быстро изготавливаемый, но недолговечный. 2. Деревянный. Фигурки чем-то напоминают маленьких матрешек, стандартно они упакованы в тематические коробочки, которые пригодны для применения в качестве декораций. 3. Вязаный. Куклы выглядят «живыми», они очень мягкие и приятные тактильно. 4. Фетровый. Самый популярный на сегодня вариант. Персонажи из фетра получаются яркими, прочными, а сам материал комфортный в работе. Кроме того, считается, что его мягкая поверхность очень полезна для развития сенсорных ощущений. 5. Часто можно встретить тканевые варианты кукольного театра или свалянные из шерсти фигурки. 6. В домашних условиях можно вместе с детворой слепить персонажей из пластилина, теста, любой другой эластичной массы – совместное с родителями творчество очень сближает. 7. Как вариант – можно и вовсе снять с детских зубных щеток крышечки, которые часто изготовлены в форме голов животных, и сделать их героями своего импровизированного театра. Работа с пальчиковым театром в ДОУ проводится по двум направлениям, которые включают в себя разные виды деятельности. 1. Инсценировка сказок, потешек, загадок, разыгрывание мини-сценок. Это происходит во время занятий и режимных моментов. Воспитатель выступает в роли ведущего и дает детям пример простых упражнений с куклами: наклон (приветствие, здороваются, покачивание из стороны в сторону (герой сердится, отрицание, характерные движения. Отдельное внимание уделяется речи героев и ее интонационному оформлению. Куклы используются и при работе с ориентировкой в пространстве и понятиями «право», «лево», «верх», «низ», «в…», «под…», «на…» и т. д. Проводится анализ характеров героев, создаются проблемные ситуации с участием кукол, которые дети охотно решают и помогают герою или задают ему вопросы. На этом этапе зачастую используется ширма. Например, воспитанникам очень нравиться игра «Прятки» или «Кого не стало?», «Что изменилось?». Воспитатель надевает на пальцы несколько кукол, дети закрывают глаза, одна из кукол убирается или меняется местами с другой. Задача воспитанников - назвать изменения. 2. Самостоятельная игра детей с куклами пальчикого театра, проходит в свободное время по их желанию. Воспитанники выбирают сами форму игровой деятельности: иногда они разыгрывают знакомую сказку. Однако наблюдения показывают, что дети чаще придумывают сами небольшие истории, разные сюжеты, в которых находят отражения события дня и волнующие их темы. На этом этапе дети играют без ширмы, получая удовольствие от манипуляций с куклами и от общения друг с другом, выстраивая диалог.
Дети любят театр, так как он позволяет им отключиться от реальности и перейти в мир сказки, попробовать себя сразу в нескольких ролях, с гордостью продемонстрировать свои умения. «Сказка на ладошке» помогает развивать умение общаться, строить диалог, самовыражаться, взаимодействовать в коллективе. Педагогам пальчиковый театр позволяет решить целый ряд образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач, лучше узнать характер, настроение, желания ребенка.