Любовь Григорьева
Пальчиковый игротренинг (нетрадиционные игровые приёмы)
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Всё дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речевое развитие.
Публикация «Пальчиковый игротренинг (нетрадиционные игровые приёмы)» размещена в разделах
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, особенно у детей городских. У всех детей обувь на липучках, завязывать шнурки не надо, рубашки застегивать не надо, многие носят водолазки, футболки.
Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, моторики руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.
В школе, кроме усвоения новой информации ребенку приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш, ручку. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики рук нужно с самого раннего возраста. Но с вашими детьми, уважаемые мамы, еще не поздно начать работу. До школы им еще года 3-4. Главное не отступать, даже если задания покажутся трудными, нужно превратить обучение в игру, хвалить ребенка.
Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2—3 раза в день по 3—5 мин, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.
Самомассаж кистей и пальцев рук желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками», стихами.
• Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
• Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
• Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
• Массаж грецкими орехами (каштанами). Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
• Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы,
успокаивает нервы. Считать количество «бус».
• «Узелки» — перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, предметы по лексическим темам, гласные звуки.
• «Щелчки» — каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.
• «Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
• «Прогулка» — с помощью подставки под посуду «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стихотворения делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.
• «Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц (пробок) указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
• «Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.
• «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
• Рисование — рисовать пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
• «Песочная терапия» - игры с песком на улице в летнее время, зимой – игры с крупой и песком: на поднос или в ящик насыпается крупа или песок, можно рисовать разные предметы, фигуры.
• «Бусы для мамы» - старые фломастеры режутся или распиливаются на несколько частей, которые нанизываются на ниточку, получаются бусы, браслеты.
• Кистевые эспандеры, дутые ручки от молочных пакетов – для развития мышечной силы кисти.
• «Пристёгивание разных фигур» - вырезаются прямоугольники, круги, овалы из плотной матерчатой ткани, к ним пришиваются пуговицы, при помощи которых пристёгиваются разные фигуры с прорезями-петлями.
• Бигуди и щётки для волос, ребристая деталь от одноразового медицинского шприца, математические счёты – для массажа и самомассажа ладоней.
• «Сухой бассейн» - ёмкость, наполненная горохом или фасолью, для самомассажа кистей; мелкие игрушки для вытаскивания из «сухих бассейнов».
• Пластиковые банки и флаконы, разные по размеру – для подбора крышек и пробок к соответствующим банкам, флаконам.
• Сворачивание ленточки на палочку – один конец ленты клеится на кончик палочки (карандаша, лента сворачивается до конца.
• «Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных, буквы.
• Клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• «Волшебные мешочки» - воздушные шарики, наполненные разным количеством семян фасоли, ребёнок ощупывает шарики тактильным методом, находит фасоль и говорит, какое количество фасоли в каком шарике спряталось.
• Бельевые прищепки и плотная (картонная) основа для них – дополнение фигуры прищепками для создания целостной фигуры.
• Су-джок терапия:
Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на восточной медицине. «Су» по-корейски – кисть, «джок» - стопа.
- Упражнение с массажером-шариком. Ребёнок катает массажер между ладонями.
- Упражнение с массажными кольцами. Ребёнок поочерёдно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики.
- Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой.