Мария Нурбобоева
Пальчиковые игры — это развитая речь и здоровый ребенок
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры — это развитая речь и здоровый ребенок
Дошкольное детство, очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие. Опираясь на опыт работы с детьми раннего возраста, отметила закономерность, которую выделили также и ученые на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Следовательно, пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Публикация «Пальчиковые игры — это развитая речь и здоровый ребенок» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В своей педагогической деятельности делаю акценты на использование систематических упражнений по тренировке пальцев, которые являются средством стимуляции коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления,переключению внимания, улучшение координации, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. И как следствие возникает благоприятное эмоциональное состояние ребёнка, положительно сказывающееся на общем здоровьи дошкольника.
Кроме того, пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».
В рифмованных пальчиковых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, воображения. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.
Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Данная система работы с детьми представлена в игровой форме, доступной для восприятия детей раннего возраста. Игра для детей – это сама жизнь. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть.
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории
Таким образом, цель моей работы в данном направлении: развитие мелкой моторики рук для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Для достижения поставленной цели поставила ряд задач:
1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
2. Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.
3. Вызывать положительные эмоции и создавать положительный психологический климат, как ключевой фактор воспитания здорового ребёнка; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Чтобы решить поставленные задачи я ознакомилась с методикой проведения пальчиковых игр. Отмечу ключевые моменты.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр :
- разучивание потешек,
- использование атрибутов к пальчиковым играм,
- изобразительное творчество (лепка, аппликация, рисование,
- применение пальчиковых игр в познавательной, художественно – речевой, музыкально – театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.
Приё мы:
• постукивания подушечками пальцев,
• растирание,
• поглаживание основания пальцев,
• круговые движения по ладоням,
• лёгкий массаж предплечья.
Этапы разучивания игр:
• Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
• Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
• Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
• Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
• Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка.
• Детям старше полутора лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две – три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите игру весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что – то неправильно, поощряйте успехи.
Данные методические приёмы отрабатываем вместе с моими малышами (у меня вторая младшая группа). Мы с детьми играем в пальчиковые игры. Деткам очень нравится играть и развлекаться, а мне доставляет удовольствие то, что мои малыши становятся более смышлёными, ловкими и умелыми благодаря играм с пальчиками.
В пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малышей являются чем-то магическим, утешают и успокаивают. Насколько малышам понравиться игра зависит от исполнения взрослых. Имеют большое значение выразительная мимика и речь взрослого, умение сделать в нужном месте паузы, сказать тихо или громко, угадать, когда нужно повторить движение без текста, определить, где нужно говорить очень медленно. Что я и стараюсь выполнять. ХОРОШУЮ ТРЕНИРОВКУ ДВИЖЕНИЙ дают народные игры – ПОТЕШКИ. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленькимидетьми вместе с взрослыми. Потешка, прежде всего учит малышей понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которыми руководит слово
Достичь хороших результатов по теме моей работы, мне помогает сотрудничество с родителями. Использую такие формы работы:
• Консультации: (индивидуальные и групповые) Темы: «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
• Видео – презентации: «Мастер – класс по изготовлению пальчиковых кукол», «Наши пальчики играют»;
• Фото – выставки: «От Сороки – Белобоки до Космических высот», «Пальчики смеются»;
• Картотека пальчиковых игр для занятий дома;
Отмечаю и поощряю успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.
Таким образом,пальчиковые игры детям очень нравятся, они занимаются с желанием, удовольствием. И я вижу положительную динамику развития своих малышей :
Их игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности значительно усовершенствовались;
Дети овладели образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью;
Развитие мелкой моторики рук способствует всестороннему развитию детей и созданию благоприятного психологического климата в группе.
Дошколята научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами, и как следствие, их мозг стал более развит. Я довольна результатами своего труда! На достигнутом останавливаться не собираюсь, в этом направлении планирую работать и дальше!
Литература:
1 Бардышева Т. Ю. «Умелые пальчики»
2 Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр»
3 Янушко Е. «Помогите малышу заговорить! "
4 Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук»
5 Хвостовцев. А. «Пальчиковые игры для детей»
6 Новиковская О. «100 упражнений для развития речи»
7 Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие мозга ребенка»
8 Крупенчук О. П. «Развиваем мелкую моторику»
9 Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников
10 Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Пальчиковая гимнастика»