Получи документы

Пальчиковые игры — это развитая речь и здоровый ребенок

Мария Нурбобоева
Пальчиковые игры — это развитая речь и здоровый ребенок
▼ Скачать + Заказать документы

Пальчиковые игры — это развитая речь и здоровый ребенок

Дошкольное детство, очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие. Опираясь на опыт работы с детьми раннего возраста, отметила закономерность, которую выделили также и ученые на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Следовательно, пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Темочки:

В своей педагогической деятельности делаю акценты на использование систематических упражнений по тренировке пальцев, которые являются средством стимуляции коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления,переключению внимания, улучшение координации, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. И как следствие возникает благоприятное эмоциональное состояние ребёнка, положительно сказывающееся на общем здоровьи дошкольника.

Кроме того, пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».

В рифмованных пальчиковых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, воображения. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.

Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Данная система работы с детьми представлена в игровой форме, доступной для восприятия детей раннего возраста. Игра для детей – это сама жизнь. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории

Таким образом, цель моей работы в данном направлении: развитие мелкой моторики рук для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Для достижения поставленной цели поставила ряд задач:

1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

2. Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.

3. Вызывать положительные эмоции и создавать положительный психологический климат, как ключевой фактор воспитания здорового ребёнка; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

Чтобы решить поставленные задачи я ознакомилась с методикой проведения пальчиковых игр. Отмечу ключевые моменты.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр :

- разучивание потешек,

- использование атрибутов к пальчиковым играм,

- изобразительное творчество (лепка, аппликация, рисование,

- применение пальчиковых игр в познавательной, художественно – речевой, музыкально – театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.

Приё мы:

• постукивания подушечками пальцев,

• растирание,

• поглаживание основания пальцев,

• круговые движения по ладоням,

• лёгкий массаж предплечья.

Этапы разучивания игр:

• Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

• Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.

• Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка.

• Детям старше полутора лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др.

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Выбрав две – три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите игру весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что – то неправильно, поощряйте успехи.

Данные методические приёмы отрабатываем вместе с моими малышами (у меня вторая младшая группа). Мы с детьми играем в пальчиковые игры. Деткам очень нравится играть и развлекаться, а мне доставляет удовольствие то, что мои малыши становятся более смышлёными, ловкими и умелыми благодаря играм с пальчиками.

В пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малышей являются чем-то магическим, утешают и успокаивают. Насколько малышам понравиться игра зависит от исполнения взрослых. Имеют большое значение выразительная мимика и речь взрослого, умение сделать в нужном месте паузы, сказать тихо или громко, угадать, когда нужно повторить движение без текста, определить, где нужно говорить очень медленно. Что я и стараюсь выполнять. ХОРОШУЮ ТРЕНИРОВКУ ДВИЖЕНИЙ дают народные игры – ПОТЕШКИ. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленькимидетьми вместе с взрослыми. Потешка, прежде всего учит малышей понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которыми руководит слово

Достичь хороших результатов по теме моей работы, мне помогает сотрудничество с родителями. Использую такие формы работы:

Консультации: (индивидуальные и групповые) Темы: «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

• Видео – презентации: «Мастер – класс по изготовлению пальчиковых кукол», «Наши пальчики играют»;

• Фото – выставки: «От Сороки – Белобоки до Космических высот», «Пальчики смеются»;

• Картотека пальчиковых игр для занятий дома;

Отмечаю и поощряю успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

Таким образом,пальчиковые игры детям очень нравятся, они занимаются с желанием, удовольствием. И я вижу положительную динамику развития своих малышей :

Их игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности значительно усовершенствовались;

Дети овладели образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью;

Развитие мелкой моторики рук способствует всестороннему развитию детей и созданию благоприятного психологического климата в группе.

Дошколята научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами, и как следствие, их мозг стал более развит. Я довольна результатами своего труда! На достигнутом останавливаться не собираюсь, в этом направлении планирую работать и дальше!

Литература:

1 Бардышева Т. Ю. «Умелые пальчики»

2 Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр»

3 Янушко Е. «Помогите малышу заговорить! "

4 Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук»

5 Хвостовцев. А. «Пальчиковые игры для детей»

6 Новиковская О. «100 упражнений для развития речи»

7 Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие мозга ребенка»

8 Крупенчук О. П. «Развиваем мелкую моторику»

9 Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников

10 Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Пальчиковая гимнастика»

Публикации по теме:

«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Дидактические игры «Мяч и речь»Дидактические игры «Мяч и речь» Мяч и речь Речь – сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, ситуации,.

Образовательный проект «Здоровый ребенок — в здоровой семье» Паспорт проекта. Наименование: Проект «Здоровый ребенок – в здоровой семье». Проект адресован: Педагогическим работникам, родителям и инструкторам.

Пальчиковые игры для детей 3–5 лет 1. Пальчиковая игра «По грибы» (Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик.

Пальчиковые игры для детей 3–5 лет. 2 часть Пальчиковые игры содержат комплекс упражнений, массажа ладони и пальцев, сопровождаются стихами, они эмоциональны и увлекательны для детей.

Пальчиковые игры для малышей (2–3 лет)Пальчиковые игры для малышей (2–3 лет) Игры с пальчиками и руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. 1) Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл.

Проект с детьми старшей группы по формированию культуры здоровья «Здоровый ребенок»Проект с детьми старшей группы по формированию культуры здоровья «Здоровый ребенок» Тип проекта: групповой, познавательный. Участники: дети старшей группы, воспитатель группы, родители. Сроки реализации: неделя. Актуальность.

Протокол родительского собрания в средней группе «У нас растет здоровый ребенок» Председатель: Секретарь: Дата проведения: 29 ноября 2016г. Всего 29 человек Присутствовало: 21человек. Отсутствовало: 8 человек. Родительского.

Фотоотчет о спортивном мероприятии «Здоровый ребенок — в здоровой семье»Фотоотчет о спортивном мероприятии «Здоровый ребенок — в здоровой семье» Вырастить ребенка крепким и здоровым, привить ему интерес к физической культуре и спорту – это желание родителей и задачи, стоящие перед.

Зимние пальчиковые игры для детей 3–5 летЗимние пальчиковые игры для детей 3–5 лет Пальчиковые игры развивают речь, память, фантазию, воображение и создают благоприятную атмосферу. Поэтому они очень полезны. 1. Игра «Кролик».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры — это развитая речь и здоровый ребенок
Опубликовано: 19 мая 2021 в 05:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковые игры — это развитая речь и здоровый ребенок» (включая файлы) размещена пользователем Мария Нурбобоева (УИ 1664876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД