Роза Семенова
Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в ДОУ
Детский сад — это первая ступень социальной адаптации детей. Чтобы эта адаптация происходила как можно безболезненно, взрослым необходимо помочь детям научиться общаться. Дошкольный возраст — это период
активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. «В норме человек уже рождается с очевидными предпосылками к речевому общению»и взрослым важно не упустить период развития грамотной, правильной речи ребёнка.
Публикация «Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
Двигательный центр речи находится в непосредственной анатомической близости с двигательными центрами, регулирующими движения кистей рук, мелкую моторику. Стимуляция центров мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук и пальчиков) вызывает распространение возбуждения на двигательный и слуховой центры речи, что способствует развитию речи у детей. Иными слова существует тесная между речевой функцией и общей двигательной системой человека. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, тонкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, развитию просодического компонента речи.
Для того, чтобы ребёнку был интересен и занимателен процесс развития речи, мы используем игру, которая является ведущей деятельностью дошкольников. В этом случае пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития тонкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи, а также пальчиковые игры являются технологией сохранения с стимулирования здоровья. Пальчиковые игры интересны как младшим
дошкольникам, так и старшим. Проводить подобные игры можно не только в группе, но и в музыкальном зале, на музыкальных занятиях.
Музыкальные занятия в детском саду — это для детей всегда праздник и хорошее настроение. Включение пальчиковых игр в процесс воспитания музыкой играет важную роль в речевом развитии, стимулирует пространственное мышление, воображение, эмоциональную выразительность. Использование стихотворной формы пальчиковых игр помогает ребёнку лучше запомнить текст, его речь становится более вы-
разительной, отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые навыки. Существуют различные пальчиковые игры : игры с пением, игры с мелкими предметами под музыку, игры под счёт или словесное сопровождение. Вот некоторые из них.
1. «Покатай между ладошек»
Цель: самомассаж ладоней.
Оборудование: грецкий орех или граненый карандаш.
Описание упражнения: под спокойную музыку дети катают между ладонями граненый карандаш (движение ладоней вперёд-назад) или грецкий орех (движение по кругу). Важно не прекращать движение и не выронить
предмет из руки.
2. «Собираем-разбираем»
Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений; развитие зрительного внимания и глазомера.
Оборудование: пирамидка (матрешки, кубики, вкладыши).
Описание упражнения:
Ребёнок сначала разбирает, а затем собирает по кольцу пирамидку, соблюдая величину колец. В первый раз задание выполняется под замедленную музыку. Затем под музыку в нормальном темпе и, наконец, под музыку, исполняемую в ускоренном темпе. Аналогично проводятся игры с матрешками, вкладышами, кубиками.
3. «Ловкие ручки».
Цель: развитие подвижности и силы пальцев рук, точности их движений; закрепление в речи звука «Р».
Оборудование: маленькие резиновые мячики по одному на каждого ребёнка и один для педагога.
Описание упражнения: дети сидят на стульях, поют а капелло или проговаривают вместе с педагогом слова, одновременно выполняя различные действия с мячом.
Это ручка — правая (сжать мячик правой рукой).
Это ручка — левая (переложить мяч в левую руку и сжать его левой рукой).
Я на мячик нажимаю (перекладывать мячик из руки в руку, каждый раз его сжимая).
Я зарядку делаю.
Будет сильной правая (мячик катать между ладонями).
Будет сильной левая.
Будут ручки у меня (катать мячик по столу правой ладонью).
Сильные, умелые! (катать мячик по столу левой ладонью). (под музыку К. Дискина «Ловкие ручки»).
Интересны игры и упражнения Г. Ф. Вихаревой для детей младшего дошкольного возраста под аккомпанемент. Эти игры рекомендуются с рифмованной подсказкой к заданным движениям. Тексты помогают детям
лучше представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного. А также рифмованные тексты способствуют развитию речи и совершенствуют произношение детей. Например, пальчиковое упражнение
«Ладушки-ладошки».
Музыкальный руководитель аккомпанирует и поёт вместе с детьми. Дети сидят перед педагогом и все движения выполняют по его показу.
1. Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ножки
Дети двумя ладошками «моют ушки», потом «моют» коленочки. Технологии здоровьесбережения.