Ольга Пелёвина
Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей с ДЦП младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
И. Кант сказал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом".
Пальчиковая гимнастика для мозга даёт возможность легче учиться и стимулирует детское развитие. Кроме того, она улучшает работу нервной системы и избавляет от стресса. В пальчиках имеется огромное число рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Все мы знаем, что левая рука связана с правым полушарием, а правая – с левым. Таким образом, делая упражнения пальчиками, дети равномерно распределяют энергию (уставшее полушарие «отправляется» на отдых, а другое — начнет работать). Особенно пальчиковая гимнастика полезна в рамках начальной школы. Научить, заинтересовать, увлечь и развлечь. И всё это надо сделать в рамках урока. Ведь, чтобы удержать внимание школьников младших классов, надо менять деятельность каждые 5-10 минут. В противном случае дети устают, перестают воспринимать информацию и им просто становится скучно. А особенно это полезно для детей с ДЦП.
Темочки:
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы. При этом наиболее тяжело страдают большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции мозга. При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы личности. Моторное развитие при ДЦП не просто замедленно, но и качественно нарушено. При работе с такими детьми важно закреплять и совершенствовать отдельные движения кисти, включая их в разнообразную предметную деятельность, в навыки самообслуживания и письма. Важно помнить, что дети испытывают большие трудности при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий, при плавном соединении отдельных элементов в букву, при написании элементов одинаковой величины. А нарушения оптико-пространственного восприятия выражаются в пропуске строк (клеток) в тетради, ребенок может начать писать в середине листа. Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Согласно данным психологов и физиологов у детей-инвалидов младшего школьного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Благодаря пальчиковой гимнастике кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. И хорошей формой работы по подготовке руки ребёнка к письму как раз является пальчиковая гимнастика.
Массаж пальцев рук способствует также развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка. Стихи, которые используются в пальчиковых играх, формирую чувство ритма. Благодаря ручным манипуляциям улучшается звукопроизношение. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Они отмечают, что необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Занимаясь пальчиковой гимнастикой, дети не просто шевелят пальчиками, а осознанно контролируют свои действия, тем самым повышают концентрацию внимания. Чаще всего пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз". Здесь также тренируются и зрительные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов.
"Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Под каждую тему урока можно подобрать свою пальчиковую игру.
Пальчиковые игры для запоминания дней недели.
1. В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
2. В понедельник я купался (движения кистью «плавание»,
А во вторник рисовал (показ движения).
В среду долго умывался (показ движения,
А в четверг в футбол играл (бег пальцами по столу).
В пятницу я бегал, прыгал (показ движения пальцами на противоположной ладони).
Очень долго танцевал (движение «фонарики»).
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (сесть на место).
Пальчиковые игры для запоминания названия пальцев
1. У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков : (показать руку)
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принёс вам гостинец. (Загибаем пальцы)
2. Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
3. Маленький мизинчик -
Плачет, плачет, плачет,
Безымянный не поймет,
Что все это значит,
Средний пальчик -
Очень важный,
Не желает слушать,
Указательный спросил:
«Может хочешь кушать?»
А большой бежит на кухню,
Тащит каши ложку,
Говорит: «Не надо плакать,
на, поешь немножко!»
4. Этот пальчик — самый большой,
Самый веселый и самый смешной.
Этот пальчик — указательный,
Он серьезный и внимательный.
Этот пальчик — средний,
Он не первый и не последний.
Этот пальчик — безымянный,
Он не любит каши манной.
Самый маленький — мизинчик,
Любит бегать в магазинчик.
5. Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять,
(разгибать пальцы по одному)
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
6. Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!