Получи документы

Пальчиковые игры и логоритмические игры как здоровьесберегающий компонент в работе с детьми дошкольного возраста

Екатерина Скрижалина
Пальчиковые игры и логоритмические игры как здоровьесберегающий компонент в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Современные подходы к воспитанию детей в условиях реализации ФГОС ДО отражают потребность общества в человеке активном, творческом, социально-адаптированном, эмоционально благополучном. Охрана и укрепление психофизического здоровья дошкольников – одна из ведущих задач ФГОС ДО, определяющая принципы формирования воспитательной среды.

Использование в воспитательно-образовательном процессе пальчиковых и логоритмических игр побуждает ребёнка позитивно воспринимать себя, окружающую социальную среду и её требования, стимулирует развитие точной и крупной моторики, стимулирует развитие дыхательного и речевого аппарата, благотворно влияет на костно-мышечную систему.

Публикация «Пальчиковые игры и логоритмические игры как здоровьесберегающий компонент в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев… Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки». Подсознательно это понимали и наши предки, передавая из поколения в поколение протяжные колыбельные и заклички, режимные игры-ритуалы для умывания и расчесывания, игры-манипуляции с пальчиками. Вспомните, в какие пальчиковые игры вы играли со своими детьми? Ваша мама играла с вами? («Сорока-белобока», «Ладушки» и др.).

Сегодня регулярное использование пальчиковой гимнастики и логоритмики

способствует стимуляции речевых центров;

развивает музыкальность и осязание;

формирует благоприятный психофизический настрой;

учит общению со сверстниками;

тренирует эмоциональную выразительность речи и обогащает её;

помогает переключать внимание при переходе к разным видам деятельности и организации режимных моментов;

позволяет эффективно овладеть рисуночными, лепными, аппликационными умениями, письмом и самообслуживанием.

Простые ритмичные движения под весёлую музыку незаменимы в период адаптации детей к условиям ДОУ, помогают переключить внимание, создают благоприятную эмоциональную атмосферу. Музыка, слово и движение – три кита, на которых основывается гармоничное развитие ребенка.

Принципы использования этих методик соответствуют стандартным требованиям к организации воспитательно-образовательного процесса:

• возрастная целесообразность;

• индивидуальный подход;

• последовательность;

• систематичность.

Организация занятий имеет и свои особенности:

• распределение нагрузки при выполнении пальчиковых упражнений на обе руки;

• каждое игровое упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями.

Для первого знакомства с детьми второй младшей группы следует выбирать простые рифмовки с понятными словами, не требующими предварительного объяснения, постепенно усложняя выбор поэтических произведений, предлагая инсценировать или заучить их с помощью движений. Несмотря на обилие публикаций по данной теме необходимо тщательно отбирать литературу для сопровождения пальчиковых и логоритмических игр, не допуская фактических ошибок. Освоив простые упражнения для пальчиков, дети с удовольствием сами импровизируют и придумывают движения для известных стихотворений («Мама варит суп» М. Рупасовой, «Ужаленный уж», Р. Мухи) или превращают логоритмические упражнения в подвижные игры (упражнение «Зайка прыгал» Е. Железновой превратилось в подвижную игру «Лиса и зайцы»).

Формы проведения пальчиковых и логоритмических игр разнообразны, оставляют простор для творчества, синтеза:

• Сюжетная зарядка для пальчиков

• Фольклорная игра

• Мнемотехнический приём

• Диалогические сказки, пальчиковый театр

• Импровизация

• Игры-манипуляции с предметами и материалами

• Самомассаж

• Эмоциональная пауза

• Динамическая пауза

• Речевая игра

• Подвижная игра

Обилие форм и лёгкость в исполнении делают пальчиковые и логоритмические игры хорошим материалом для проведения консультаций и мастер-классов, совместных занятий и включения их в семейную «копилку» культуры детско-родительского общения и здорового образа жизни.

Отрывок из собрания-практикума для родителей

Цель: познакомить родителей с пальчиковыми и логоритмическими играми, разнообразить семейный досуг, расширять представление о способах здоровьесбережения через игры малой подвижности.

- Давайте проверим универсальность этой методики на практике.

Вы умеете отгадывать загадки? Есть у меня одна для вас, загадаю вам сейчас. Вы подумайте немножко, а помогут нам ладошки! Ладошки все захватили с собой? Покажите ладошки! Сколько их? Много! Молодцы!

Пять сыночков у руки,

Добрые все мальчики.

Дружбой славятся они,

И зовут их. (пальчики)

- Пальчики любят играть! Они могут превратиться, в кого угодно! Посмотрите, мои пальчики превратились в колючего ёжика! А ваши умеют так? Хотите научиться?

- Ёжик маленький замерз (ладошки соединены, пальцы подняты вверх и переплетены между собой) И в клубок свернулся (пальцы переплетены и согнуты). Солнце ежика согрело (пальцы медленно разгибаются), Ежик развернулся (пальцы переплетены и подняты вверх)!

- За окном у нас ноябрь, третий месяц осени. В это время года не встретишь ёжика в лесу – он крепко спит. Какие ещё звери спят зимой? (слушаем ответы) А вы знаете, почему медведь зимой спит? Повторяйте движения за мной, и мы узнаем, почему медведь спит всю холодную зиму! ("поём руками" песню «Раз морозною зимой» под фонограмму).

- А кто из зверей не спит зимой? Зайчик! Непросто зайчику зимой – и от лисы, и от волка спасают его чуткие уши и длинные ноги! А вы умеете прыгать, как зайчики?

(Прослушивание логоритмического упражнения «Зайка прыгал» Е. Железновой).

- Ох, мы с вами расшумелись, совсем про медведя из нашей песенки забыли! Зевает мишка в лесу, а уснуть не получается. Чем можно ему помочь? Что обычно делает мама, когда вы долго засыпаете? (Варианты: «Поёт колыбельную! Гладит! Качает!» и др.) Давайте попробуем спеть песенку-засыпалку? Сейчас наши ручки превратятся в мишку! (качаем по очереди сначала правую, потом левую руку).

- Баю-бай, баю-бай, (качаем)

Спи, мишутка, засыпай! (указательным пальчиком "грозим")

Пусть тебе приснится сон, (гладим одну руку другой по предплечью)

Пусть хорошим будет он! (ладони складываются в "подушечку" под щекой)

- Как видите, методика не сложная, оставляет место для импровизации. Вы можете использовать любые знакомые детям стихотворения, пробовать "рассказать" их руками, с ребятами от 5 лет играть в "Угадай стих/песню", превращая слова в жесты, придумывать свои движения и фигуры, чтобы создать "коллекцию животных" из ладошек и пальчиков, в том числе для игры в театр теней. Желаю вам новых открытий и радости на непростом, но таком интересном Пути Родительства!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленностиРазвивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности Хочу представить вашему вниманию развивающую игру, сделанную по типу игры Воскобовича «Геоконд». Игра развивает сенсорику, мелкую моторику,.

Фотоотчет «Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста»Фотоотчет «Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста» С 2018 года в работе с детьми применяю игры В. В. Воскобовича. Развивающие игры приобретает дошкольное учреждение в рамках ФГОС. В 2019 году.

Игры-помощники в работе с детьми-логопатами. Игры на закрепление звука [Л]Игры-помощники в работе с детьми-логопатами. Игры на закрепление звука [Л] Уважаемые коллеги, в продолжение цикла"Игры-помощники" предлагаю Вашему вниманию игры назакрепление в речи звука "Л"Игра «Найди картинку».

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры. Подготовила: воспитатель Новикова В. В. Дети: 2-3 года. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Наши пальчики Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями.) Рисовать.

Пальчиковые игры «Семья. Мой поселок» для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры по теме «Семья. Мой поселок» для детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации родителям. Недельный проект "Моя Семья".

Пальчиковые игры с детьми младшего возраста осенью Не секрет, что развитие речи детей связано с развитием мелкой моторики рук. При помощи тактильных ощущений ребенок исследует окружающий.

Рекомендации для родителей «Речевые и пальчиковые игры» для работы с детьми дома Речевые и пальчиковые игры «Веселый зоопарк»Уважаемые родители! Постарайтесь ежедневно уделять хотя бы немного времени для совместной деятельности.

Зимние пальчиковые игры для детей старшего возраста В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений. После упражнений пальцы рук станут сильными,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры и логоритмические игры как здоровьесберегающий компонент в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 30 января 2021 в 13:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковые игры и логоритмические игры как здоровьесберегающий компонент в работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Скрижалина (УИ 1576806) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД