Екатерина Скрижалина
Пальчиковые игры и логоритмические игры как здоровьесберегающий компонент в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к воспитанию детей в условиях реализации ФГОС ДО отражают потребность общества в человеке активном, творческом, социально-адаптированном, эмоционально благополучном. Охрана и укрепление психофизического здоровья дошкольников – одна из ведущих задач ФГОС ДО, определяющая принципы формирования воспитательной среды.
Использование в воспитательно-образовательном процессе пальчиковых и логоритмических игр побуждает ребёнка позитивно воспринимать себя, окружающую социальную среду и её требования, стимулирует развитие точной и крупной моторики, стимулирует развитие дыхательного и речевого аппарата, благотворно влияет на костно-мышечную систему.
Публикация «Пальчиковые игры и логоритмические игры как здоровьесберегающий компонент в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев… Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки». Подсознательно это понимали и наши предки, передавая из поколения в поколение протяжные колыбельные и заклички, режимные игры-ритуалы для умывания и расчесывания, игры-манипуляции с пальчиками. Вспомните, в какие пальчиковые игры вы играли со своими детьми? Ваша мама играла с вами? («Сорока-белобока», «Ладушки» и др.).
Сегодня регулярное использование пальчиковой гимнастики и логоритмики
• способствует стимуляции речевых центров;
• развивает музыкальность и осязание;
• формирует благоприятный психофизический настрой;
• учит общению со сверстниками;
• тренирует эмоциональную выразительность речи и обогащает её;
• помогает переключать внимание при переходе к разным видам деятельности и организации режимных моментов;
• позволяет эффективно овладеть рисуночными, лепными, аппликационными умениями, письмом и самообслуживанием.
Простые ритмичные движения под весёлую музыку незаменимы в период адаптации детей к условиям ДОУ, помогают переключить внимание, создают благоприятную эмоциональную атмосферу. Музыка, слово и движение – три кита, на которых основывается гармоничное развитие ребенка.
Принципы использования этих методик соответствуют стандартным требованиям к организации воспитательно-образовательного процесса:
• возрастная целесообразность;
• индивидуальный подход;
• последовательность;
• систематичность.
Организация занятий имеет и свои особенности:
• распределение нагрузки при выполнении пальчиковых упражнений на обе руки;
• каждое игровое упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями.
Для первого знакомства с детьми второй младшей группы следует выбирать простые рифмовки с понятными словами, не требующими предварительного объяснения, постепенно усложняя выбор поэтических произведений, предлагая инсценировать или заучить их с помощью движений. Несмотря на обилие публикаций по данной теме необходимо тщательно отбирать литературу для сопровождения пальчиковых и логоритмических игр, не допуская фактических ошибок. Освоив простые упражнения для пальчиков, дети с удовольствием сами импровизируют и придумывают движения для известных стихотворений («Мама варит суп» М. Рупасовой, «Ужаленный уж», Р. Мухи) или превращают логоритмические упражнения в подвижные игры (упражнение «Зайка прыгал» Е. Железновой превратилось в подвижную игру «Лиса и зайцы»).
Формы проведения пальчиковых и логоритмических игр разнообразны, оставляют простор для творчества, синтеза:
• Сюжетная зарядка для пальчиков
• Фольклорная игра
• Мнемотехнический приём
• Диалогические сказки, пальчиковый театр
• Импровизация
• Игры-манипуляции с предметами и материалами
• Самомассаж
• Эмоциональная пауза
• Динамическая пауза
• Речевая игра
• Подвижная игра
Обилие форм и лёгкость в исполнении делают пальчиковые и логоритмические игры хорошим материалом для проведения консультаций и мастер-классов, совместных занятий и включения их в семейную «копилку» культуры детско-родительского общения и здорового образа жизни.
Отрывок из собрания-практикума для родителей
Цель: познакомить родителей с пальчиковыми и логоритмическими играми, разнообразить семейный досуг, расширять представление о способах здоровьесбережения через игры малой подвижности.
- Давайте проверим универсальность этой методики на практике.
Вы умеете отгадывать загадки? Есть у меня одна для вас, загадаю вам сейчас. Вы подумайте немножко, а помогут нам ладошки! Ладошки все захватили с собой? Покажите ладошки! Сколько их? Много! Молодцы!
Пять сыночков у руки,
Добрые все мальчики.
Дружбой славятся они,
И зовут их. (пальчики)
- Пальчики любят играть! Они могут превратиться, в кого угодно! Посмотрите, мои пальчики превратились в колючего ёжика! А ваши умеют так? Хотите научиться?
- Ёжик маленький замерз (ладошки соединены, пальцы подняты вверх и переплетены между собой) И в клубок свернулся (пальцы переплетены и согнуты). Солнце ежика согрело (пальцы медленно разгибаются), Ежик развернулся (пальцы переплетены и подняты вверх)!
- За окном у нас ноябрь, третий месяц осени. В это время года не встретишь ёжика в лесу – он крепко спит. Какие ещё звери спят зимой? (слушаем ответы) А вы знаете, почему медведь зимой спит? Повторяйте движения за мной, и мы узнаем, почему медведь спит всю холодную зиму! ("поём руками" песню «Раз морозною зимой» под фонограмму).
- А кто из зверей не спит зимой? Зайчик! Непросто зайчику зимой – и от лисы, и от волка спасают его чуткие уши и длинные ноги! А вы умеете прыгать, как зайчики?
(Прослушивание логоритмического упражнения «Зайка прыгал» Е. Железновой).
- Ох, мы с вами расшумелись, совсем про медведя из нашей песенки забыли! Зевает мишка в лесу, а уснуть не получается. Чем можно ему помочь? Что обычно делает мама, когда вы долго засыпаете? (Варианты: «Поёт колыбельную! Гладит! Качает!» и др.) Давайте попробуем спеть песенку-засыпалку? Сейчас наши ручки превратятся в мишку! (качаем по очереди сначала правую, потом левую руку).
- Баю-бай, баю-бай, (качаем)
Спи, мишутка, засыпай! (указательным пальчиком "грозим")
Пусть тебе приснится сон, (гладим одну руку другой по предплечью)
Пусть хорошим будет он! (ладони складываются в "подушечку" под щекой)
- Как видите, методика не сложная, оставляет место для импровизации. Вы можете использовать любые знакомые детям стихотворения, пробовать "рассказать" их руками, с ребятами от 5 лет играть в "Угадай стих/песню", превращая слова в жесты, придумывать свои движения и фигуры, чтобы создать "коллекцию животных" из ладошек и пальчиков, в том числе для игры в театр теней. Желаю вам новых открытий и радости на непростом, но таком интересном Пути Родительства!