МААМ-картинки

Пальчиковые игры для развития речи дошкольников

Бардина Светлана Михайловна
Пальчиковые игры для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Пальчиковые игры для развития речи дошкольников

Одним из коэффициентов хорошего психофизического и нервно- психического становления ребенка является развитие его ручонки, кисти, полуавтоматических умений или, как принято именовать, мелкой мануальной моторикой.

Чтобы обучить малыша говорить, необходимо не только тренировать его речевой аппарат, но и развивать мелкую подвижность рук, которая водит к улучшению взаимозависимости между полушариями головного мозжечка синхронизации их работки.

Публикация «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» размещена в разделах

Ученые ещё давно выяснили четкую взаимозависимость между развитием и самосовершенствованием тонкой моторики ручонки ребенка и формированием его речи. Мышечная проекция ручонки в мозге индивидуума настолько огромна, что даже появлению вторых слогов в детском ещё неосознанном щебете предшествует соотнесение большого пальца остальным в процессе захвата объектов, происходит это обыкновенно в 5-6 месяцев. А вторые слова не смогут возникнуть до того мига, пока малыш не научится дифференцировать движенье каждого пальчика при исполнении тонких деяний руками.

При этом экспериментально доказано, что на процесс совершенствования меленькой моторики ребенка отцы могут воздействовать, подталкивая и стимулируя его, и сделать это совершенно несложно. Экспертизы доказали, что даже легчайшие поглаживания ладони младенца и каждодневное сгибание и сгибание его пальчиков через насколько недель приводят к существенному понижению активности электромагнитных колебаний в затылочной и лобной территориях головного мозжечка – будущих центрах речи мальчика. Народная учёность уловила аналогичную связь на подсознательном уровне ещё сотни лет назад и создали богатейшую экспозицию доступных, подымающих настроение ребёнка игр с пальцами.

Работу по тренировке пальцев ручонок можно начинать с детьми в возрасте от 3-х месяцев.

6-7 месяцев полезно делать массаж кистей рук с помощью незамысловатых пальчиковых потешек : "Этот мальчик в лес пошел. ", "Этот пальчик дедушка"., "Мальчик-пальчик, где ты был?. " и т. д. В словесном ряде потешек уже заложена пальчиковая гимнастика : поглаживание кисти и пальчиков ребенка, легкие надавливания в направлении от кончиков пальцев к запястью, сгибание и разгибание детских пальчиков. Выберите время, когда ребенок бодр и находится в хорошем настроении. Большой плюс любой пальчиковой игры для малыша в эмоциональной и занимательной подаче новых движений, поэтому постарайтесь сопровождать любые действия пальцами интересным сюжетным текстом, лучше, если он будет рифмованным. Можно найти готовые варианты потешек или придумать короткие стихи к пальчиковым играм и придумать под них игру пальчиками самостоятельно, учитывая умения и навыки Вашего малыша. Важно рассказывать потешку выразительно, интонацией и мимикой концентрируя внимание ребенка на выполнение определенных действий.

Перед началом забавы слегка разомните и приласкайте ручки мальчика, затем поведайте стихотворение - частушку и выполните нуждающиеся от крохи деяния самостоятельно. Понемногу включайте мальчика в игру, для этого, осторожно сгибая и разгибая его пальчики в ритм стихотворному абзацу. На следующем этапе освоения забавы Вы можете делать необходимые манипуляции пальчиками вместе, мальчик, который еще не непреклонно запомнил очерёдность движений, будет адаптироваться на игровые деяния взрослого. Понемногу малыш уяснит последовательность нуждающихся от него действий, и с наслаждением будет помогать бабушке их выполнять.

Обыкновенно с 8 месяцев ребёнок сам начинает похлопывать в ладошки. Он ещё может держать пальцы разжатыми, и это доставляет ему наслаждение.

Упражнение "Ребятушки- это продолжение приседания "Вьюшки". Если ребёнок сам играет, похлопывая в ладоши, просто проговариваете текст, сопровождая его действия.

Можете сами спровоцировать его на игру, демонстрируя ему движения частушки: хлопки в ладошки, взмахи "ладошек-крылышек"(ладошки "прилетели" отоспаться на макушку) и вновь хлопки в ладошки.

Ладушки-ребятушки,

Где были?

-У бабушки.

-Что ели?

-Кашку

-Что пили?

-Бражку.

Каша масленька

Бабушка добренька.

Выпели-поели

Улетели-полетели!

На головку сели,

Сели -примостились,

Ладушки спели!

Поочередно сжимать пальчики игра потешка «Семейка». Один за другим разжимаем сжатые в кулачок пальчики крошечки и приговариваем:

Этот палец – мамочка,

Этот палец – папочка,

Этот палец – бабушка,

Этот палец – дедушка,

А мизинец это – я,

Это вся моя семья.

Еще один вариант простой пальчиковой игры – «Встреча». Просим малыша растопырить пальчики на ладошках, а затем начинаем поочередно хлопать разными пальчиками. Сначала большие пальчики левой и правой руки хлопают друг о друга -

Кто приехал?

Затем фиксируем большие пальчики малыша, самым маленьким понадобится помощь взрослого, и хлопаем кончиками остальных пальцев :

Мы, мы, мы!

Снова хлопаем большими пальчиками :

Мама, мама, это ты?

Хлопаем указательными пальчиками 3 раза :

Да, да, да!

Далее продолжаем чередовать похлопывание больших пальцев и средних, безымянных и мизинцев соответственно:

Папа, папа, это ты?

Да, да, да

Братик, братишка, это ты?

Да, да, да!

Ой, сестрёнка, это ты?

Да, да, да!

,Дошкольники уважают в пальчиковых забавах динамический сценарий, они уже согласны повторять не только движенья взрослого, но и абзацы стихотворных частушек. Возможно, сперва малыш будет твердить лишь начальные строчки и концовки четверостиший, но постепенно с Вашей подмогой сможет вызубрить текст и полностью.

Для более младшего возраста, примерно с трёх с половиной-четырёх лет забавы усложняются и означают самостоятельные движенья рук ребёнка, но все равно некоторые движения крошечным ручкам пародировать трудно, потому ваше участие просто необходимо.

Малышу трех лет нельзя показать, как при подмоги указательного и среднего пальца можно запечатлеть человечка или зайки, а переплетя пальцы обеих ладошек в замок, превратить их в забавного ежа. После этого можно выучить пальчиковую забаву «Зайчик и ежик» :

Зайка – ушки на макушке -

(Малыш показывает правой ручонкой зайчика, малышам 4 лет и младше можно предоставить работать ещё двумя ручонками)

так и скачет по полянке.

(Ребенок слагает ладошки в виде лапок зайки на уровне груди).

А за ним колючий ёж

Бежал по травке без тропинок

(Ребенок сплетает пальцы ручонок, но держит их выпрямленными и свершает ладошками кругообразные движения).

Интересную и требующую хорошей координации телодвижений пальчиковую забаву «Лесенка» можно предоставить ребенку 5 лет: чтобы получилась ступенька, ему нужно будет объединить большой пальчик правой ручонки с указательным пальчиком левой, и потому (одна ладонь смотрит на ребёнка, другая – отвернута). Потом малышу нужно перевернуть ладошки и снова объединить противоположные когтистый и большой пальчики, постепенно передвигаясь все выше и высоко, и продолжить составлять точно такие же ступеньки со словами:

Я по лестнице иду, я по лестнице взберусь,

окажусь всех высоко, выше даже кровли.

При желании лестницы можно строить, соединяя средний и безымянный пальчики противоположных ручонок, но это задача будет менее сложной, потому дошкольнику придется набраться терпения.

Если играть в аналогичные игры Вы будете еженедельно, вскоре у ребёнка возникнет желанье придумать свои сценарии движений под ещё знакомые стишки или сопроводить пальчиковым спектаклем любимейшую сказку или песню. Подобную инициативность обязательно нужно поддерживать и поощрять. А занимательный сценарий для весёлой пальчиковой забавы придумать коллективными усилиями совершенно несложно.

Меленькую моторику ребёнка можно развивать не только пальчиковыми забавами. Существует обилие способов ее становления. Играйте с меленькими предметами, перемешивайте крупу, переливайте воду, разрисовывайте, катайте шары, играйте безделушками из разной текстуры. Любая игра с мальчиком полезна.

Обратим вниманья родителей на то, что:

-заниматься нужно при благодушном строении малыша;

-упражнения должны соотноситься моторному становлению ребенка (не опережая его психофизическое развитие);

-пальчиковые упражнения вводятся тогда-то, когда мальчик начинает выказывать интерес к окружающему мирку и физические приседания доставляют ему горесть;

-начинать занятия нужно с нежного похлопывания и ощупывания.

Игpать с пальчиками эффективно и важно на протяжении всего общеобразовательного возраста. Только при таком комплексном методе Вы поможете речи мальчика стать толковой, связной, богатейшей образами и сопоставлениями.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Аудио-задания для развития речи дошкольниковАудио-задания для развития речи дошкольников Современного человека окружают современные предметы, гаджеты. Никого уже не удивить смартфоном, планшетом, ноутбуком, плеером, размером.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры и задания для развития речиДидактические игры и задания для развития речи Дидактические игры и задания для развития речи. Одной из главных задач стоящих перед воспитателем научить ребенка правильно и четко произносить.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Консультация «Пальчиковые игры в развитие дошкольников» Пальчиковые игры в развитие дошкольников. «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры для развития речи дошкольников
Опубликовано: 18 апреля 2023 в 01:55
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Бардина Светлана Михайловна (УИ 3226525) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД