Туниекова Ольга
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.
Мелкая моторика рук–это совокупность скоординированных действий нервной,
мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Одним из способов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.
Публикация «Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только
с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковыми играми?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит
к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной
деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи;
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка;
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять;
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями;
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории;
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Классификация пальчиковых игр
•Работа мышц пальцев рук в различных направлениях.
•Движения пальцев по различным частям тела и поверхности стола. •Построение различных фигурок (предметы, животные, птицы) из пальчиков. •Народные игры забавы («Сорока-белобока», «Чет-нечет», «Идет Коза-Рогатая»).
•Рассказы, сказки, сопровождающиеся жестикуляцией пальцами.
•Игры с пальчиками со стихотворным сопровождением.
Правила проведения пальчиковых игр :
• Пальчиковые игры необходимо проводить регулярно. Не рекомендуется проводить их в холодной комнате, сразу после сна и сразу после еды
• Начинать пальчиковые игры желательно с разминки кистей рук пальцевв течение 2-3 минут : поглаживания, сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
• При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно.
• Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
• Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых
игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
• Для получения максимального эффекта пальчиковые игры должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
• После проведения пальчиковых игр, рекомендуется проводить игры, направленные на расслабление рук.
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с воспитателем, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Эти игры могут расти вместе с ребенком. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель играет с его рукой сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка становится более активной: ребенок сам произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Ребенок сам становится «вершителем»игры, слова и движения – все ему подвластно.
Пальчиковые игры очень разнообразны, поэтому их можно классифицировать на несколько видов.
Виды пальчиковых игр :
- Пальчиковые игры с предметами (шнуровка, мозаика, конструктор, пирамидки, нанизывание бус, застёгивание и расстегивание пуговиц, раскладывание крышек, палочек, пуговиц, каштанов, различный строительный материал, выкладывание проволочек и нитей);
Шнуровка.
Ребёнку предлагается прикрепить с помощью шнуровок подходящую еду для каждого животного. Пример: Звери пришли в гости к зайцу, нужно ему помочь накормить каждого гостя той едой, которую они любят есть.
Бусы.
Ребёнку предлагается нанизать бусины на шнурок. Пример: Кукла Маша собирается в гости, а бусы порвались. Помоги ей нанизать все бусины на шнурочек.
Выкладывание палочек.
Ребёнку предлагается выложить картинку из палочек по образцу. Пример: Представь себе, ты художник-волшебник и нарисовать картину нужно не кисточками, а палочками.
Прищепки.
«ПРИЩЕПКИ – ПОМОЩНИЦЫ»
Материал: фигурки животных из картона без каких-либо важных деталей (колючек, хвоста, разноцветные бельевые прищепки.
Правила игры : ребенок прикрепляет к фигуркам животных прищепки. Они заменят петуху -хвост, ежику -колючки, а солнышку -лучики!
-Су-Джок терапия
Одно из направлений акупунктуры, метод которого основан на воздействии на определенные билогически активные точки кистей и стопы.
Один из таких методов - применение Су-Джок массажёра, разработанного южнокорейским профессором Пак Чже Ву.
Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Применять Су-Джок массажёры можно в виде массажных шариков, массажных металлических колец, в сочетании с упражнениями по коррекции речи.
«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(дети катают Су-Джок шарик между ладоней)
Лисичке-сестричке,
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Воробью,
(надеваем кольцо на указательный палец)
Синичке,
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Мишке косолапому,
(надеваем кольцо на безымянный палец)
Заиньке усатому.
(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).
Пальчиковая игра с эластичными кольцами «СЕМЬЯ»
Этот пальчик — дедушка,
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Этот пальчик — бабушка,
(надеваем кольцо на указательный палец)
Этот пальчик — папочка,
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Этот пальчик — мамочка,
(надеваем кольцо на безымянный палец)
Этот пальчик — Я
(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)
Вот и вся моя семья.
- Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением и потешками
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
«КАПУСТКА»
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту жмём, жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
«ЗАМОК»
На дверях висит замок.
Пальцы в замочек, слегка покачивать
Кто его открыть бы смог?
"замочком" вперед-назад
Мы замочком повертели,
Повертеть "замочком"
Мы замочком покрутили
Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.
Мы замочком постучали,
Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.
Постучали, и открыли!
Показать ладошки.
-Пальчиковые игры на основе сказок (пальчиковый театр, куклы - ходилки на
пальчики, упражнения с пробками)
Сказка репка или теремок.
Ребёнку предлагается надеть на пальчики героев из сказки и озвучить каждого
героя.
Игры-ходилки.
Ребёнку предлагается продеть пальцы в отверстия кукол-ходилок. Пример:
Нашим герои идут в Волшебный лес, им необходимо пройти по разным дорожкам чтобы добраться туда (прямые дорожки, волнистые, изогнутые, дорожки из пуговиц, шершавые, гладкие).
Упражнение с пробками.
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
-Игры с перчатками
-Развивают мелкие движения кисти, подвижность пальцев рук;
-Вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями;
-Побуждают детей и родителей активно включаться в пальчиковые игры.
Ребёнку предлагается надеть на руки перчатки в виде весёлых человечков.
Пример: Два друга Саша и Ваня любят играть в футбол, давай им поможем забивать мяч в ворота.
-Игры с резинками для волос
-мелкая моторика;
-учим цвета;
-счет; название пальцев, ориентация (лево-право, верх-низ).
Ребёнку предлагается надеть резинки на пальцы так, как показано на карточке. Пример: Принцессы собрались на бал и их нужно нарядить в цветные наряды, как показано на карточке.
-Пальчиковые кинезиологические игры
Кинезиологические упражнения (или как их еще называют «Гимнастика мозга») - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, облегчить процесс чтения и письма, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма.
«КУЛАК – РЕБРО – ЛАДОНЬ»
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе.
«ЗАЯЦ-КОЗА-ВИЛКА»
«Заяц» : средний и указательный пальцы вытянуты вверх, при этом мизинец
и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.
«Коза» : указательный палец и мизинец вытянуты вверх, при этом средний
и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.
«Вилка» : вытянуты вверх три пальца (указательный, средний, безымянный, расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони.
-Пальчиковые игры с элементами самомассажа (массажные мячики, карандашный, точечный, прищепочный - биологически активные точки на подушечках пальцев и т. д.)
«МЕСИМ ТЕСТО»
Колючий Ёжик (массажный мячик) для своей мамочки хочет испечь вкусные
и ароматные пряники, давай ему в этом поможем.
Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.
Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой
Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.
Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.
«ЛАСКОВЫЙ ЁЖ»
Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
-Графомоторные задания (штриховка, обводка, рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки; по контурам, рисование: по точкам, по клеточкам; печатание букв, слогов, слов и т. д.)
-Понимание и регулировка силы нажима на ручку или карандаш;
-Осознание темпа и ритма письма;
-Развитие плавности движений руками и пальцами;
-Тренировка зрительного восприятия и памяти.
Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют действовать так:
Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.
Шаг 2. Слежение пальчиком по узору.
Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
Шаг 4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.
Ребёнку предлагается загадка, затем можно обвести по пунктиру предлагаемый рисунок, когда рисунок будет готов, это будет ответом на загадку.
Загадка: Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молоко из миски пьет, Ну конечно это – … (Кот)
-Игры, на развитие межполушарного взаимодействия
Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию; левое — за мыслительные операции, память, языковые способности, аналитическое мышление.
Ведущее полушарие — врождённый признак. Дети рождаются правшами (левополушарными, левшами (правополушарными) или равнополушарными. Но, как и мышцы, мозг поддаётся тренировке. И дошкольное, и тем более школьное образование активно стимулирует работу левого полушария. Именно поэтому, кстати, многие взрослые утрачивают детскую способность фантазировать и погружаться в свой воображаемый мир, перестают слышать свой внутренний голос и доверять своей интуиции.
Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними.
«КОЛЕЧКИ»
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«ДОРОЖКИ»
Ребёнку предлагается сначала провести указательным пальцем левой руки левую дорожку, правым указательным пальцем правую дорожку, а затем одновременно указательными пальцами рук обвести левую и правую дорожки. Можно взять в каждую руку по маленькой машинке. Пример: Едут две машины за продуктами в магазин, им нужно ехать одновременно с одной скоростью.
-Лепка из пластилина и глины, раскрашивание картинок; рисование карандашами, красками, пальцами; работа с ножницами и т. д.
Вывод:
Таким образом, развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.