Рябинина Олеся
Пальчиковые игры для детей 2–3 лет
▼ Скачать
Вся жизнь человека потребует точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Цель: - развитие мелкой моторики пальцев рук через использования пальчиковой гимнастики в непосредственной образовательной деятельности в детском саду.
Публикация «Пальчиковые игры для детей 2–3 лет» размещена в разделах
Задачи: налаживание контакта, эмоционального общения педагога и ребенка; учить подражать движениям рук педагога; развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук; развивать согласованность движений обеих рук; сочетать игры и упражнения для развития моторики пальцев с речью; развивать внимание, зрительное восприятие, речь. Как приятно педагогу, когда у ребенка умелые пальчики: ловко держат карандаш, аккуратно рисуют, строят из конструктора, застегивают пуговицу. А если ещё он чисто и правильно говорит – вдвойне приятно. Благодаря пальчиковым играм дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развиваются внимательность и способность сосредотачиваться, улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления обучающегося, вырабатывают уверенность в себе, адекватную самооценку. Совместные пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между обучающимися, а также между педагогом и детьми. «Пальчиковые игры» отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр», повторяя движения педагога, обучающиеся активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость пальцев, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, а также способность мобилизоваться, сосредоточиваться и расслабляться. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры – это пальчики. К тому же в игровой форме легче закреплять знания об окружающем мире. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», знакомиться с названиями и особенностями поведения животных, закреплять порядковый счет до десяти. В данном методическом пособии собраны в единую таблицу более 30 стихотворений и потешек из малых народных жанров. Каждой фразе любого стихотворения в таблице рекомендуется движения пальцами. Порядок стихов и фольклора составлен от простых с нарастанием уровня сложности, сначала на знакомство с названиями пальцев, затем на усложнение действия с ними. Картотека пальчиковой гимнастики, содержит описание игр, где используются такие упражнения, как легкое постукивание кулачками друг о друга, сгибание обеих рук в локтях и попеременное их вытягивание вперед. Представленные пальчиковые игры расположены по темам: моя семья, животные, времена года, предметы питания и одежды. Таким образом, при разучивании пальчиковых игр и многократном повторении малых фольклорных жанров в стихотворной форме, наиболее легкой для запоминания, формируются связи в головном мозге, между развитием мелкой моторики кисти руки, сенсорным восприятием и развитием речи. Пальчиковая гимнастика может использоваться как хорошее лечебное средство при различных заболеваниях, например, при повышенной возбудимости: во время игр с пальчиками, воспитанники незаметно для самих себя отвлекаются от всех посторонних мыслей. Они заняты только работой, которую делают и на время забывают о своих недостатках. Еще Аристотель писал: «Рука-это инструмент всех инструментов», а китайская мудрость гласит: «Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю». Комплекс веселых и полезных пальчиковых игр станет хорошим подспорьем для воспитателей, логопедов дошкольных учреждений, и специалистов, работающих в коррекционных школах, педагогов дополнительного образования, а также для родителей, желающих самостоятельно играть и заниматься со своими детьми дома.
«Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих
рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг
на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой
руки – «катаем машинку")
"Части тела"
«Это я»
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох устали вытрем лоб!
Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с
текстом.
"Моя семья"
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А
вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
"Наш малыш"
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с
большого пальца.
"Детки"
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы.
Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.
"Встали пальчики"
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим
пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием
«Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
"Мы считаем"
Можно пальчики считать:
Раз-два-три-четыре-пять.
На другой руке — опять:
Раз-два-три-четыре-пять.
Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.
"Коза рогатая"
Идет коза рогатая
За малыми ребятами. —
Глазками хлоп-хлоп
Лапками топ-топ
Кто кашку не ест,
Молоко не пьет,
Забодаю, забодаю.
(Народная потешка)
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать
выпрямленными. Это — «коза». Со словами «Забодаю, забодаю.» «козу»
«напускать» на ребенка.
«Пароходик»
Пароходик в море был. Ладони соединить в форме чаши.
Вот он к пристани приплыл. Сделать волнообразные движения в воздухе.
Загудел в свою трубу: «У – у – у!» Одновременно пошевелить большими
пальцами
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем- Сжимать и разжимать кулачки.
Насекомых называем:
Бабочка, кузнечик, муха, Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с
большого.
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем.
Прячьтесь! Спрятать руки за спину.