Марина Ломаева
Картотека пальчиковой гимнастики на удмуртском языке
▼ Скачать + Заказать документы
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-белобока.». В речи удмуртского народа редко можно встретить такие пальчиковые гимнастики, и я решила переводить русские пальчиковые гинастики на удмуртский язык, тем самым, знакомя детей с ними.
Публикация «Картотека пальчиковой гимнастики на удмуртском языке» размещена в разделах
Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой на удмуртском и русском языках?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Дети, учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Так и с удмуртским языком, при выполнении пальчиковой гимнастики на удмуртском языке, дети быстрее запоминают удмуртские слова и произношение стает более четким. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он сможет «рассказывать руками» целые истории на удмуртском языке. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Пальчиковая гимнастика :
Сначала все упражнения выполняются медленно, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно.
1. "Пурысь кочишпи мисьтаське"
Пурысь кочишпи мисьтаське
Куное дасяське
Миськиз синьёссэ
Миськиз пэльёссэ
Но нырзэ
Дысяз бантик
Луиз франтик!
2."Мынам семьяе"
Бадзим чиньы, песятай
Ас чиньы, песянай
Шор чиньы, атай
Нимтэм чиньы, анай
Чельы - мон
Мынам бадзым семьяе!
3."Мугор люкетьёс"
Кык синьмы
Но кык пельы
Кык бамы
Одик йыры
Одик ныр
Одик ым
Тани пиньёс
Нош кытын кыл?
Тани-и-и
Кык кии
Но кык пыды
Киосы лэсьтыськыны
Пыдьёсы бызилыны!
4. "Гурт тылобурдоос"
Куреглэн вань чипыез
Зазеглэн - зазегпиез.
Немычлэн - немычпиез.
Чожлэн - чожпиез.
Котькуд анайлэн аслаз пиез
Чебергес но мусогес!
5."Милям песянаймы"
Песянаймы милям мынэ.
Корзинкамес нуэ
Каллен пуксиз серегэ
Нылпиослы чулка керттэ
Кочышпиос вуизы
Бугорес кутизы
Бугоре кытын? Кытын?
Чулкаме маин керттын?