Светлана Васильчук
Консультация для родителей «Пальчики развиваем — речь улучшаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочется начать со слов И. Канта «Рука - это вышедший наружу мозг человека». Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок. Уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитие мелкой моторики – важно для всех детей без исключения. Давайте детям работать пальчиками рисовать, собирать мозайку (чем мельче, тем лучше, лепить из пластилина, застегивать и расстегивать пуговицы, нанизывать бусы, перебирать крупы, так же очень важен массаж рук и не менее важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры".
Публикация «Консультация для родителей „Пальчики развиваем — речь улучшаем“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи.. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребенка.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
1. Левой рукой поглаживать правую, затем правой –левую.
2. Руки сжать в кулаки; кулаком левой руки постукиваем по кулаку правой руки, и наоборот( «Молоточки»
3. Разминать, затем растирать каждый пальчик.
4. Прокатывать карандаш между ладонями.
5. Тереть ладони друг о друга движениями вверх- вниз.
Упражнения за столом.
1. «Ладонь –ребро-кулак». Сначала правой, затем левой, потом одновременно менять положение обеих рук в указанном порядке.
2. «Бегают человечки» Указательным и средним пальцами сначала правой, затем левой, потом обеих рук быстро бежать по столу.
3. «У кошки царапки, мягкие лапки»
Руки - на столе. Расслабиться, растопырить пальцы, напрячь их, собрать в кулак.
4. «Пальчики здороваются». Поставит локти на стол, соединяем пальцы правой и левой руки.
Пальчиковые игры.
1. «Дом»
На поляне дом стоит Пальцы обеих рук делают "крышу".
Ну, а к дому путь закрыт. Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие –пальцы вверх
На двери весит замок Руки соединены в замок
Кто его открыть бы смог
Постучали, повертели, Руки соединены в «замок» стучим ладонями
Покрутили.
Открылся наш замок.
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются.
В этот домик приглашаем. "Крыша".
2. "Семья"
Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).
3. ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.
5. ЧЕРВЯЧКИ
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Каркает: "Вот и обед!"
Глядь - а червячков уж нет! Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы, идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Сжимаем кулачки, прижимая их к груди
Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики
1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони (трём ладони друг о друга)
3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
6. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость. Для этого при выполнении упражнений с ребенком следует проявлять собственную увлеченность игрой.
7. При необходимости оказываем ребёнку помощь.
Занимайтесь и результаты вас обязательно порадуют!