Светлана Паклинова
Конспект беседы с детьми подготовительной группы «Меч Победы — триптих монументальных советских памятников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Для наших детей это уже очень далекое прошлое, но забывать его нельзя, мы всегда должны помнить тех, кто отдал жизни за светлое будущее для нас. Вот уже на протяжении 74 лет мы ежегодно чтим память погибших. Все мы знаем, что на просторах России (и не только) были поставлены памятники Великой Отечественной войне в больших количествах.
Цель беседы : Воспитание патриотических чувств у дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Беседы к 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Памятники войны, вечный огонь. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
• Продолжать знакомить детей с памятниками защитникам Отечества.
• Расширять кругозор детей и способность сопереживать другим людям;
Развивающие:
• Развивать у детей воображение, любознательность, стремление узнать больше нового, полезного, интересного;
Воспитательные:
• Воспитывать чувство патриотизма и гордости за нашу страну, и чувство благодарности к людям, прогнавших фашистских захватчиков с нашей земли.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, разучивание стихов, просмотр презентаций, просмотров мультфильмов о войне: «Солдатская сказка», «Василек», «Сказка о мальчише-кибальчише».
Ход: Ребята, мы родились и выросли в мирное время. Всё дальше в прошлое уходят годы страшной Великой Отечественной войны.
Мы знаем, что многие не вернулись. Живущие сейчас люди помнят и чтят своих защитников.
- Ребята, как люди чтят и помнят это страшное время? (ответы детей)
Воспитатель: Память о героях войны увековечена в книгах, стихах, песнях, фильмах, во многих городах поставлены памятники.
- Ребята, а вы знаете, что такое памятники? Для чего их, возводят? (ответы детей)
Воспитатель: Слово «памятник» происходит от слов "память", "помнить". Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев.
- Ребята, а какие памятники знаете вы? (ответы детей)
Воспитатель: Да, их очень много посвященных событиям Великой Отечественной войне. Сегодня я хочу рассказать вам о трех самых высоких монументах. (слайд 1)
Вы все увидели на слайде наш монумент «Тыл-фронту». А знаете ли вы, что «Тыл-фронту» входит в серию монументов триптиха с Мечом Победы. Триптих — произведение искусства, состоящее из трёх частей, объединенных общей идеей. А объединяет эти три монумента - Меч Победы. Меч — символ победы над врагом — был выкован на Урале, поднят на Волге и победно опущен в Германии. Такова идея композиции, воплотившаяся в этих монументах : «Тыл — фронту» который воздвигнут у нас в Магнитогорске, «Родина-мать зовет!» - в Волгограде и «Воин-освободитель» - в Германии. (слайд 2)
Наш монумент «Тыл — фронту» — первый монумент из этой серии.
Магнитогорск был не случайно выбран местом для сооружения памятника, ведь по статистике, каждый третий снаряд и каждый второй танк были сделаны из магнитогорской стали. Памятник представляет собой двухфигурную композицию рабочего и воина. Рабочий смотрит на восток, в сторону Магнитогорского металлургического комбината и передает выкованный меч солдату, который направляется на запад, в сторону где во время Великой Отечественной войны находился враг. (слайд 3)
В композицию «Тыл-фронту» также входит каменный цветок из гранита с вечным огнём.
(слайд 4)
Позже Меч Победы поднимет ввысь «Родина-мать» в Волгограде (Сталинград, где произошел переломный момент в войне. Именно отсюда, из Сталинграда, после тяжелейших боев началась долгая дорога на Берлин.
«Родина-мать зовет!» - второй монумент триптиха. Он является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», который расположен на Мамаевом кургане. Данная статуя считается одной из самых высоких на планете. Он выполнен в виде статуи женщины-матери, которая шагает вперед с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Впечатление от скульптуры усиливают растрепанные на ветру волосы, резкие контуры фигуры, яркая эмоциональность лица и сильные руки женщины. Широко раскрытые глаза и рот создают атмосферу тревожности и напряжения.
С тех пор земли просторы озирая,
Хранит покой огромный монолит,
О тяжких тех боях напоминая,
С мечом в руке мать-Родина стоит.
(слайд 5)
И завершает общую композицию третий монумент «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Советский солдат стоит на обломках свастики и держит на руках спасенную им немецкую девочку. Победно опущенный Меч символизирует конец войны и разгром нацистской Германии.
… И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
Несмотря на то, что Меч Победы начал путь на Урале и закончил в Берлине, монументы триптиха были установлены в обратном порядке.
Сначала памятник «Воин-освободитель» установили в Берлине весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать зовет!» завершили осенью 1967 года, а первый монумент серии — «Тыл — фронту» — открыли летом 1979 года.
Вот такой триптих монументов — «Меч передан. Меч поднят. Меч опущен».
(слайд 6)
В конце занятия предлагаю детям рассказать дома своим родителям об этих монументах, ведь многие об этом не знают.