Шевченко Ольга
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Знакомство детей с малой народностью — Мордовия»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с социальным миром
Рекомендуется для старших и подготовительных групп
Развитие патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста (5-6лет).
Тема: Знакомство детей с малой народностью – Мордовия.
Форма проведения: групповая.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- Расширять представление о нашей стране Россия. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине – России.
Публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию „Знакомство детей с малой народностью — Мордовия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
-Развивать представления о том, что Российская Федерация– огромная многонациональная страна. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре и обычаям.
-Развивать духовно–нравственное воспитание, обретать ценностные ориентиры.
-Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
Создавать творческую предметно-игровую среду.
Материал: Карта центральной части России,дидактические картинки кукол в разной национальной одежде, картинки флагов национальности. Игровой набор «Собери пазлы национальной одежды). Картинки про город Саранск и о национальных особенностях мордовской культуры. Игровой набор (настольный театр)по мордовской сказке «Сестрица и братец».
Ход занятия:
- Воспитатель предлагает детям всем собраться в центре группы на ковре. Сегодня к нам пришла в гости кукла в национальной одежде и зовут её Аргума, что означает – красавица. Давайте ее пригласим вместе с нами узнать много нового, о том, что сегодня я вам расскажу. Дети проходят к карте России и знакомятся с территорией нашего огромного государства. Так же рассматривают условные обозначения, нанесенные на карту, которые показывают достопримечательности того или иного города и богатства отдельных регионов.
Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что наша Россия -это многонациональная страна, и каждая малая народность «сестрица» России, предлагает детям обратить своё внимание на доску: на доске картинки с четырьмя девушками в национальной одежде и рядом с каждой висит национальный символ- флаг.
Воспитатель рассказывает о Русском национальном костюме, Татарском, Удмуртском и Мордовском. Затем воспитатель предлагает детям закрепить полученные знания в игре (собери пазлы, разделяя их на команды. Каждая из команд должна собрать костюм одежды заданной национальности.
После игры дети усаживаются на стульчики, и воспитатель предлагает послушать рассказ по картинкам о Мордовии. В рассказе дети знакомятся с национальным костюмом Агумы и особенностями национальной культуры и наследия Мордовии.
(Чтение с опорой на картинки о современной Республике Мордовия.)
Мордовия находится между столицей страны Москвой и великой рекой волгой.
Столица Мордовии – город Саранск, окружённый густыми лесами и лугами. В лесах можно встретить лосей и кабанов, рысей, зайцев, белок. Здесь живут ондатра и выхухоль, бобер и крапчатый суслик, большой тушканчик и куница. И такие редкие для других регионов птицы, как ушастые совы и филины.
В Мордовии с древних времен проживают два народа – эрзяне и мокшане, - которых русские и иностранцы традиционно называют «мордвой». У каждого из этих народов есть свой язык и свои традиции, но их история так тесно переплетена, что практически не разделима.
Первые упоминания о «мордве» встречаются в 6 веке. В 13 веке территория Мордовия входила в состав Рязанского и Нижегородского княжеств (сейчас это соседние области – посмотри на карте, в середине 13 века территория была захвачена монголо-татарами. Когда в 16 веке пало Казанское ханство, Мордовия была присоединена к России.
Проведение физкультминутки.
Воспитатель включает музыку : национальный Мордовский танец. Предлагает детям имитировать движения которые характерны в этом национальном танце.
Воспитатель подводит детей к макету настольного театра: -«Богатую историю имеют народные мордовские сказки. Они переплетены со сказками других народов. Передавались они из поколения в поколение. Каждый рассказчик добавлял что-то своё, так появлялись новые. Послушайте, ребята и вы, одну из этих сказок».
Мордовская народная сказка Сестрица и братец.
Девочка с мальчиком, брат с сестрой, пошли в лес орехи собирать и заблудились. Искали, искали они дорогу, но не нашли. Вот пришли они к одной избушке. А в этой избушке жила баба-яга. Баба-яга взяла да заперла их в коник. Положила она туда пудовку орехов и сказала:
— Детки мои, ешьте эти орехи до ожирения.
На другой день баба-яга кочедыком проткнула кончики их больших пальцев, чтобы посмотреть, разжирели они или нет. Смотрит — не разжирели ещё. Она положила орехов ещё две пудовки. На другой день опять пришла. Смотрит — разжирели. Истопила она жаркую печку. Приладила лопату на шесток и сказала:
— Лягте сюда калачиком-кулачком!
Мальчик сказал:
— Мы не знаем, как нам лечь. Ну-ка, сама покажи-ка нам, как лечь.
Баба-яга легла на лопату калачиком-кулачком. Сестра с братом взяли её да саму в горячую печку и бросил
В завершении занятия воспитатель предлагает детям попрощаться с куклой Аргумой поделиться своими впечатлениями о том, что больше всего им понравилось о Мордовии.