Наталья Янгулова
Ознакомление с родным Красноярским краем как средство патриотического воспитания детей старшего и подготовительного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с родным Красноярским краем как средство патриотического воспитания детей старшего и подготовительного возраста
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине –
месту, где человек родился.
Актуальность опыта
Публикация «Ознакомление с родным Красноярским краем как средство патриотического воспитания детей старшего и подготовительного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Красноярский край, город Красноярск
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
За последние годы в стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение. Но как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего ребенка.
В процессе работы над темой «Краеведение как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» я познакомилась с опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию многих педагогов, а также с региональной программой патриотического воспитания.
В настоящее время с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о народной культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Кроме того, забыты и почти не употребляются в разговорной речи потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат наш язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях.
Работа по данной теме особенно трудна, потому что, требует большого труда и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Анкетирование родителей детского сада по проблеме нравственно-патриотического воспитания показывает, что 50% анкетируемых, средний возраст которых 25-27 лет, не в состоянии ответить на вопрос: “Что такое патриотическое воспитание?” Если обратиться к словарному определению “патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу” (Ожегов).
ривлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.
Работая над этой темой, я составила систему, включающую перспективный план, серию конспектов-занятий, консультации для педагогов и родителей. Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, я стараюсь разработать доступную познавательным возможностям детей систему игр, упражнений, которые вписываются в региональный компонент.
Цель моей педагогической работы — зажечь искорки любви к родному краю, его истории и культуре;
воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.
Поэтому, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Знакомить детей с историей развития и становления родного края.
2. Прививать любовь к национальному наследию, к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.
3. Воспитывать чувство национальной гордости, потребность соблюдать и сохранять народные традиции.
4. Способствовать формированию патриотических чувств, поддерживать преемственность поколений.
5. Продолжать учить отображать в творческих работах обычаи и традиции родного края.
6. Воспитывать познавательный интерес и любовь к своей малой Родине.
7. Способствовать становлению, развитию и упрочению не только детского коллектива, но и семьи;
8. Способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведения.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился.
В данной работе речь пойдёт о значении истории родного края, города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Поэтому с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:
-дети посещали мини- краеведческий музей;
-участвовали в театрализованной деятельности,
-играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным городом
-составляли творческие рассказы, вместе с родителями сочиняли сказки, стихи о родном городе
-занимались художественно-продуктивной деятельностью (рисовали, конструировали)
-ходили на экскурсии в школу, пожарную часть, городской отдел полиции, совершали целевые прогулки к достопримечательностям города.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности — в этом заключается главный смысл моей работы.
При этом надо учить мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта. О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Именно сейчас, в век стремительного научно-технического прогресса, народная педагогика, традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед. Наше дошкольное учреждение посещают дети с разной национальной культурой, поэтому в практической деятельности стремлюсь к тому, чтобы воспитанники не были «Иванами», не помнящими родства, не утратили духовную связь с родным краем, и его культурой, судьбой, а могли найти свое место и осознать себя личностью в системе всего мировоззрения.
Само же нравственно-патриотическое воспитание предполагает целенаправленное развитие нравственных, эстетических и духовных идеалов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
В обобщенном опыте решены следующие проблемы :
-разработано перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с малой Родиной – городом Межгорье, республикой Башкортостан.
— обогащены знания детей об истории, культуре и природе родного края.
2. Педагогические средства, используемые в опыте.
1. Формы проведения : образовательная деятельность, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, встречи с интересными людьми, дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность, развлечения, праздники, конкурс рисунков.
2. Формы организации : коллективная, групповая, индивидуальная.
3. Методы:
— словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудио;
— наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;
— практические – ручной труд, дидактические игры, оформление альбомов, изготовление поделок, выпуск газет.
4. Приемы: обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, игровые приемы.
5. Несколько тем образовательной деятельности
«Город, окольцованный горами»;
«Путешествие за волшебным цветком»;
«Раз, два, три – в пещеру заходи»;
«Мама – слово дорогое»;
«Мамы всякие нужны»;
«Транспорт нашего города»;
«На помощь Зайчонку».
«Нет милее и красивее мамочки моей».
«День народного единства».
«День семьи, любви и верности».
«Люблю тебя, моя семья».
. Важно, чтобы занятия активизировали мыслительную деятельность. С этой целью использовала в работе приемы сравнения ( например: сравниваем культуру и быт нашего народа (на чем ездили раньше и в настоящее время, как добывали огонь раньше и как сейчас, и т. д., вопросы поискового характера, индивидуальные задания, опыты и эксперименты ( например: свойства глины и песка). Учила детей анализировать, делать выводы, обобщения. Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, схемами, а также предметами старинного быта. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа активизирует их внимание, побуждает к логическому мышлению (Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Почему так называют наш город? т. д.)
Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины нашего прошлого, познакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашего края в условиях, приближенных к натуральным. Большую роль играют занятия-экскурсии в музей по ознакомлению с трудом земляков. Таким образом в группе мною был создан мини-музей «любимый город-Межгорье», где знакомила детей с историей создания и развития предприятий города, лучшими тружениками.
Учитывая ведущую деятельность детей, широко использовала различные виды игр в краеведческой работе. Это ряд дидактических игр по ознакомлению с природой края, с улицами города, профессиями (“Где я нахожусь”, “Узнай и расскажи”, “Когда это бывает», «Кто где живет», «Назови улицу», «Что где находится», «Кому что нужно». «Угадай профессию» и т д).
Работа по ознакомлению с предприятиями города и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт (“Автотранспортное предприятие”, “Библиотека”, “Ателье”, “Стройка”, «Парикмахерская», «Поликлиника» и т. д)
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей оформляются в форме тематических выставок.
Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Поэтому большая роль отводится использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе, о семье) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.
Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Поэтому в своей работе опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Причем стараюсь вести её с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников — это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, составление родословной, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.
В работе использую “домашние задания”. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии.
Активно участвуют родители в создании развивающей среды : организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, создании мини-музеев, изготовлении для детей элементов костюмов, организации выставок народного прикладного искусства.
Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют мне считать краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота, так как воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. А также удается добиваться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.
4. Результативность опыта.
Результатом моей работы по краеведению является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре и природе родного города, края. Итоговая деятельность, проведенная с детьми показала, что уровень знаний детей о родном городе и крае повысился. В процессе познания малой Родины дети учатся любить ее, любить и уважать людей, живущих рядом.
Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного города, края. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение у наших детей определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев у них наблюдается. Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе, и поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку “путеводную нить“.
Таким образом, поставленные задачи были выполнены, у воспитанников сформирован достаточно полный объём знаний о родном городе, крае, стране, широкие знания о природе родного края, дети знакомы с традициями и бытом народов, проживающих на территории Башкортостана.
5. Перспективы.
Оформить картотеку конспектов образовательной деятельности по краеведению.
Пополнить материал к дидактическим играм по ознакомлению с родным городом, краем.
Привлекать родителей к оказанию помощи при организации экскурсий и прогулок, организации музея.
Постоянно пополнять уголок по краеведению наглядным материалом.
Цель краеведческой работы
с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.
Задачи краеведения :
1. Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет.
2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны
:
Это совместная непосредственно организованная образовательная деятельность
, включающая разные виды деятельности на основе единого содержания;
Беседы
, которые используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;
Экскурсии
, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного села.
Праздники, развлечения
— на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край.
Прогулки, путешествия, походы
— эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир.
Значимым в работе методом является метод проектов
. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Особое место занимают краеведческие игры
, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Например:
«Найди герб»
.
Цель: научить узнавать герб села (района, округа); развивать мелкую моторику, внимание, память; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.
Ход игры: Ребенку предлагается найти герб и рассказать, что он обозначает.
«Собери герб, флаг»
.
Цель: закрепить знания о символике; развивать мелкую моторику;
Ход игры:Предложить собрать картинку. Рассказать о символе, который получился.
«Угадай национальный костюм»
.
Цель: Приобщить детей к знанию национального костюма и национальных костюмов народов родного края. Закрепить знания об особенностях костюма и его элементах. Учить детей находить сходство и отличие.
Ход игры: Перед ребенком выкладываются карточки с изображением людей в национальных костюмах. Среди всех предложенных ребенку необходимо выбрать названный национальный костюм. После того как ребенок отгадал национальный костюм, можно задать ему несколько вопросов: как ты узнал национальный костюм? Какие сходства и отличия есть между костюмами?
Цель: закрепить знания о растениях и животных родного края, занесенных в Красную книгу.
Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.
«Знаешь ли ты?»
.
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного края.
Ход игры: Воспитатель показывает портреты известных соотечественников, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно — пространственной среды, так называемых — центров краеведения
, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае. Работа в центре краеведения развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному селу, краю, стране.
Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволяет повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Содержание материалов в центрах краеведения зависит от возраста детей.
Цель создания центров краеведения –
всестороннее изучение родного края, России.
В качестве задач
можно определить следующие:
научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
воспитывать уважение к культуре других народов;
формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Благодаря материалам, представленным в центрах, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города. Правильно оформленные центры краеведения в детском саду позволят привлечь внимание детей к изучению своего края, дадут возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить совместную работу педагогов с детьми и их родителями.
В последнее время в развивающей среде детских садов все чаще стал появляться такой элемент как мини-музей
. В рамках патриотического воспитания мини-музей — необходимая часть развивающей среды. Назначение создаваемых мини-музеев краеведческого содержания в ДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Работа с мини-музеем способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.
Только целенаправленная и систематическая работа в данном направлении помогает воспитывать у детей чувства патриотизма.
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края
Задачи:
— развивать у детей эмоционально – ценностное отношение к своей малой родине,
— формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому Невьянска, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т. д., воспитывать уважение и гордость за свой родной город.
Реализуя рабочую программу, следует использовать различные средства и методы ознакомления дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Прежде всего, это наблюдения, экскурсии, целевые прогулки.
Планируемый результат
— выпускник ДОУ имеет понятие о родословной семьи; семейных традициях; проявляет уважение к старшим членам семьи,
— может рассказать о достопримечательностях Петропавловска,
— имеет представление о символах Казахстана: гербе и гимне,
— может рассказать об истории названия города, его прошлом.
Тематическое планирование к рабочей программе «Мой родной город»