Иванс Анна
Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением и социальным миром «Такие разные колокола»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с предметным окружением и социальным миром ННОД : «Такие разные колокола».
Составила: Иванс Анна Викторовна
Ознакомление с предметным окружением и социальным миром ННОД : «Такие разные колокола».
Автор-составитель:
Иванс А. В.
Образовательные области:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением и социальным миром „Такие разные колокола“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Темочки
Социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, речевая, познавательная, физическая.
Задачи.
Познакомить с основными колокольными звонами, воспитывать культуру слушания, интерес к музыке, к искусству, культуру общения.
Расширить духовный мир детей.
Обучающие:
• Расширять кругозор детей: дать детям знания о том, как появился колокол, рассказать об истории использования колоколов на Руси, разнообразииматериалов из которых делают колокола.
• Уточнить знания о строении колокола.
• Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде : детский сад, Сергиевская слобода.
• Познакомить детей с легендой возникновения первого колокола.
Развивающие:
• Развивать у детей монологическую речь при ответах на вопросы воспитателя и при составлении рассказа.
• Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление сходства и различия предметов, выделение общего и единичного, обобщение.
• Развивать у детей способность видеть прекрасное путем приобщения к традициям православной духовной культуры.
• Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух.
• Развивать эстетическое восприятие, формировать умение созерцать красоту окружающего мира.
Воспитательные:
• Воспитывать благоговейное отношение к колокольному звону.
• Воспитывать у детей умение чувствовать характер духовной (колокольной)музыки.
Схема конспекта занятия :
1. Форма занятия –традиционная.
2. Дидактическое обеспечение.
Материал:
Колокольчики (металлические, глиняные, из керамики, стекла, деревянные). Картинки с изображениями колокольчиков, изображения первого колокола, деревянное и металлическое било, современные колокола и колокольня ( Основы православной культуры: демонстрационный материал для детей дошкольного возраста: в 2-х частях: Часть 2 (с 5 до 7 лет) /Бородина А. В., праздник Рождества, свадьба, пожар. Деревянная и металлическая доски, деревянная и металлическая колотушки; разрезные картинки «колоколов», для показа (большой колокол); магнитофон и аудиозапись колокольных звонов (благовест, набат).
Подготовительная работа: посещение «Сергиевской слободы» Николо-Знаменского и Сергиевского храмов и рассматривание колокольни, свободная и организованная деятельность в мини-музее группы «Солнечные колокольчики».
3. Мотивационно-ориентировочная часть:
Ресурсный круг:
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся
Добрый день, Дашенька! (дети здороваются друг с другом по кругу перечисляют имена детей)
Добрый день небо! Добрый день солнце! (поднимают руки вверх и опускают)
Добрый день всем нам! (прижимают руки к груди)
Звучит колокольная аудиозапись, на доске – картинка с изображением цветка колокольчика.
Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем беседовать?
(Ответы детей)
4. Организация детской деятельности
Способ организации детей - фронтальный
Сегодня мы поговорим о колоколах. Где можно увидеть колокола?
(Ответы детей)
Правильно, в церкви, в храме. Как вы думаете, для чего нужны колокола?
(Ответы детей)
Садитесь удобнее, я расскажу вам колокольную историю.
На Руси, в древние времена не было ни радио, ни телевидения, ни телефонов. Но происходили разные беды и несчастья - приближались враги или возникал пожар - и нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовали деревянные доски. Священник держал такую доску в руках и бил её колотушкой, созывая людей к церкви. Раньше, дома находились далеко друг от друга, ему приходилось ходить по селу и бить по доске, так как звук был негромкий. Эта доска называлась било (от слова – бить). Давайте все вместе скажем: «било». (Показать, как это происходит, попросить ударить по доске.)
Затем появилось металлическое било - металлическая доска. Её вешали на столбах или на башне и так же били по ней колотушкой (показать картинку). Священнику уже не надо было ходить по дворам, ведь звон металлического била был слышен на большом расстоянии. (Предложить детям, по желанию, ударить по металлической доске молоточком.)
Слышите, какой громкий звук? Далеко его слышно? Но кто же придумал колокол?
(Ответы детей)
Существует такая легенда. Давным-давно одному священнику приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От ветерка они издавали дивные звуки: «Динь-дан-дон! Динь-дан дон!» (позвонить колокольчиком).Проснувшись, священник попросил создать поющий цветок из металла и использовать при богослужении. Так появился колокол (показать картинку, который подвешивали на перекладину на столбе. Давайте сравним цветок и колокол. Похожи они по форме?
(Ответы детей)
Пальчиковая гимнастика:
Громко колокол звонил, (Дети хлопают в ладоши)
Всех людей он разбудил.
Просыпайтесь, одевайтесь,
Возле храма собирайтесь! (Разжимают и сжимают пальцы рук)
Раз, два, три, четыре, пять (Поочерёдно зажимают пальцы)
Будем праздник отмечать. (Разжимают и сжимают «замок»)
Громко колокол звонил, (Хлопают в ладоши)
Всех пожарных разбудил.
Просыпайтесь, одевайтесь,
На пожар вы собирайтесь! (Разжимают и сжимают пальцы рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем горю помогать. (Поочерёдно зажимают пальцы в «замок» от груди, затем к груди.)
Громко колокол звонил, (Хлопают в ладоши)
Всех гостей он разбудил.
Просыпайтесь, одевайтесь (Разжимают пальцы вверх, вниз)
И цветами запасайтесь! (Делают руками «Цветок»)
Раз, два, три, четыре, пять,
На свадьбе будем мы гулять! (Хлопают в ладоши, в конце выставляют большие пальцы вперёд)
А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол.
Строение колокола похоже на строение людей. Покажите мне свои ушки (дети показывают). Вот и у колокола есть «уши» (показывает). За уши колоколподвешивают на перекладину. Посмотрите на ваши языки (дети показывают). У колокола есть вот такой длинный «язык» (показывает). Покажите свои плечи (дети показывают). Так же и у колокола есть «плечи» (показывает). А теперь покажите ваше туловище: (дети показывают). А у колокола есть вот такое туловище, его называют «тулово». Давайте запомним это слово. Скажем вместе: «тулово» (дети повторяют). «Плечи» и «тулово» являются основой колокола. Поставьте руки на пояс, где он у вас находится? (дети показывают). Правильно. А на «тулове» у колокола располагаются два «пояса» - верхний и нижний (показывает). Чтобы вы запомнили строение колокола, сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Составь колокол».
Воспитатель ещё раз показывает на магнитной доске, как составить колокол, повторяя названия его частей. А теперь сами составьте так же.
Молодцы (звонит в колокольчик)
Колокольчика раздался звук живой-
Поиграть зовёт он нас с тобой.
Ребята, мы узнали, как появился колокол. Со временем, мастера научились делать колокола из разных материалов. (Рассматривание и обследование, манипулирование экспонатами мини-музея «Солнечные колокольчики»)
В наше время у колоколов есть своё место. Если вы ходили в храм, то видели, где они находятся. Где же?
(Ответы детей)
Правильно, они находятся на колокольне (показать картинку). Я вам приготовила сюрприз. Теперь и у нас в группе есть своя маленькая колокольня (показать подвешенный колокол, и предложит детям позвонить, дёргая за верёвочку).
Как вы думаете, когда звонят колокола в церкви?
(Ответы детей)
Колокола звонят на большие церковные праздники. Этот звон называется благовестом, потому, что он торжественный им возвещается благая, добрая весть. Послушайте (звучит аудиозапись).
Если где-то случится пожар, то колокола звонят тревожно, совершая частые удары. Такой звон называется набат. Он является символом тревоги. Послушайте (звучит аудиозапись).
А когда у людей случаются радостные события, например, свадьба (показать картинку, звонят во все колокола и называют его красным, послушайте (аудиозапись). Запомнили? А сейчас поиграем.
Игра «Угадай колокольный звон»
Каждому ребё нку дать по три картинки: с изображениями свадьбы, праздника и пожара. Звучат поочерёдно аудиозаписи. Дети, слушая, поочерёдно показывают нужную картинку.
Слышен звон издалека –
Нам пою колокола :
То протяжно и негромко,
То вдруг быстро и так звонко
Разольётся песня эта,
Полетит быстрее ветра…
Через годы и века
Нам поют колокола! (Виктория Бородина)
Рефлексивно-оценочная часть.
Ребята, что мы узнали нового сегодня?
(Ответы детей)
Чтобы вы лучше запомнили, о чём мы с вами говорили, я предлагаю по картинкам составить рассказ.
Ответы 2-3 детей…
Вот какой интересный рассказ получился, мы его запишем и поместим в мини-библиотеку. Возьмите колокольчики и позвоните. Пусть у всех будет хорошее настроение.