Емельянцева Ольга Павловна
Ознакомление дошкольников с живописью
▼ Скачать + Заказать документы
«Живопись учит смотреть и видеть.
Благодаря этому живопись сохраняет
живым и нетронутым то чувство,
которым отличаются дети»
А. А. Блок
На современном этапе развития дошкольного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Публикация «Ознакомление дошкольников с живописью» размещена в разделах
В программе детского сада важное место отведено эстетическому развитию детей, их знакомству с произведениями изобразительного искусства. Правильное, адекватное восприятие живописи является частью эстетического восприятия ребенка. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии. Восприятие картины - это познание художественного образа, возникающего в голове зрителя, которое может приближаться к образу, созданному художником. На целостное восприятие художественного образа влияют умения детей воспринимать и оценивать действительность, понимать образ при помощи взрослых, фантазировать, рассказывать, объяснять увиденное. Дети мыслят конкретно. Зрительные образы, создаваемые художниками, легко запоминаются и остаются в памяти на многие годы, вызывают положительные эмоции и способствуют полноте восприятия жизни. Приобщение ребёнка к духовным ценностям формирует уровень культуры, воспитывает нравственные качества личности. Связное и последовательное изложение тесно связано с логическим мышлением и является одним из важных показателей подготовленности ребёнка к школьному обучению.
Возможности изобразительного искусства огромны. Необходимо понять и отобрать те картины, которые для ребёнка наиболее эмоционально значимы, а затем определить методы и приёмы работы с ними. Если вы заметите, что у детей появился интерес к изобразительному искусству, желание знакомиться с новыми картинами, значит, вам удалось, добиться нужного результата.
В нашем детском саду работая по «Программе воспитания и обучения в детском саду»
Начиная с младшей группы, детей учат не только понимать смысловую сторону произведения, но и эмоционально откликаться на него, формируют эмоциональное отношение к картине, умение соотносить свой небольшой опыт с увиденным на полотне.
Затем усложняются задачи ознакомления дошкольников с изобразительным искусством в разных возрастных группах.
Со средней группы у детей формируют эмоционально-личностное отношений к произведению, побуждая их к объяснению, что понравилось в картине.
В старшей группе дошкольников знакомят с новым видом искусства - живописью. Продолжая обучать детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, стараются дифференцировать в их представлении такие понятия, как «содержание» и «выразительные средства» (что изображено на картине и как выражено, учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест). Дети пытаются не только называть, что и как изображено на картине, но и определять, какие отношения в ней выражены, как относятся друг к другу люди, соотносятся ли предметы, изображенные художником, с реальными, каково отношение художника к содержанию произведения.
Дети шестого года жизни могут уже определять личностное избирательное отношение к произведению, мотивировать выбор понравившейся картины, иллюстрации, игрушки, скульптуры, а также рассказывать об эмоциональных ассоциациях, возникающих от восприятия произведения искусства. При этом решаются и нравственно-эстетические задачи. Так формируют понятия «хороший» и «красивый». Хорошие поступки людей, изображенных в произведении, выступают одновременно и красивыми, так как художник подчеркивает это цветом, расположением, мимикой.
В старшей группе решаются и новые задачи: у детей развивают интерес к живописи, скульптуре, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность.
В подготовительной к школе группе детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику и своеобразие каждого жанра и вида произведений искусства, формируют умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности (ритм, цвет, форма, чувствовать и понимать настроение, переданное художником, характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов, развивают эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.
Как видно, дошкольники постепенно совершенствуют умение анализировать содержание и выразительные средства картины, а также углубляют, уточняют знания, полученные в предыдущих возрастных группах.
В результате освоения обязательного минимума по изобразительному искусству в детском саду дети будут уметь:
Различать виды и жанры изобразительного искусства.
Знать творчество русских, советских художников, некоторые произведения мирового искусства.
Выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства.
Чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ.
Эстетическое восприятие, художественный вкус будет сформирован на более высоком уровне.
В работе нашего детского сада особое внимание занимает художественно-эстетическое воспитание. Работая по «Программе воспитания и обучения в детском саду», знакомимся с произведениями живописи, например: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу», И. Левитан(«Золотая осень», «Март», А. Саврасов («Грачи прилетели», В. Васнецов («Алёнушка», «Богатыри») и др. и с художниками-иллюстраторами детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Коношевич, Е. Чарушин и др.).
Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства с детьми старшего дошкольного возраста проводятся не менее одного раза в месяц (за счет занятий по рисованию, лепке, аппликации). Занятия посвящаем одному виду искусства (живописи, графике и пр., одному жанру (портрет, пейзаж, натюрморт и пр.) или на определённую тему подбираем разные виды искусства (образ детей в живописи, в изображениях художников – иллюстраторов, графике).
В первой части занятия, рассматривая произведения искусства, детей учим выделять выразительные средства, которыми пользуется автор произведения (цвет или композиция, или материалы). Например: какого цвета снег, небо и как это передаёт художник, какие цвета характерны для осени, зимы и т. д.
Во второй части занятия дети выполняют задание по рисованию на тему, которая соответствовала содержанию занятия.
Мы пытаемся каждое занятие сделать средством художественного развития, привлекая изобразительное искусство, а также художественное слово, которое помогает понять образ, услышать, как это событие описали поэты, писатели.
В течение многих лет в детском саду собирали и создали художественный фонд – подбирали произведения изобразительного искусства: фотографии, иллюстрации, произведения графики, живописи (репродукции картин и картины). На основе этих материалов работа проводится последовательно, постепенно усложняясь, расширяя и уточняя знания детей.
Устраиваем выставки репродукций картин и книг художников- иллюстраторов перед занятиями или после занятий, на которых знакомили детей с данным видом искусства. Выставки постепенно обновляли новыми произведениями. На выставках проводим индивидуальную работу с отдельными детьми, с небольшими подгруппами, чтобы успеть побеседовать с каждым, понять, как они воспринимают произведения искусства. Родителям предлагаем продолжить работу с ребёнком дома.
Музыка затрагивает эмоции ребёнка. Рассматривая картину под музыку, ребёнок тоньше чувствует, лучше понимает замысел художника. В своих занятиях мы используем музыкальные произведения как отечественных, так и зарубежных композиторов.
А также используем ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
«Художественный салон». Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку.
П р а в и л а. Картина «продается» в том случае, если ребенок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести, а также ответить на вопросы: «О чем рассказывается в произведении? Какое в нем передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?». Купивший большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.
«Выставка картин». Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по плану: почему эти произведения размещены таким образом? Какое произведение понравилось и почему? Что особенно красиво показал художник в своем произведении и каким образом?
П р а в и л а. Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается дошкольник, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине а также верно ответивший на вопросы детей. А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».
«Найди ошибку». Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своем произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям дается установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.
П р а в и л а. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.
«Мир состоит из великого множества соединений красок и света. И тот, кто ловко и точно улавливает эти соединения – счастливейший человек…», говорил К. Паустовский.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что общение с живописью формирует у ребенка не только эстетический и художественный вкус, умение оценить красоту картины, вещей, людей и другие художественные произведения, но и способность дать правильную оценку различным явлениям жизни общества, нравственному поведению человека, политическим событиям, а на этой основе выработать ценностную ориентацию в жизни.
Список литературы
1. Ветлугина Н. А. «Эстетическое воспитание в детском саду», М., П., 1985.
2. Чумичева Р. М. «Дошкольникам о живописи», М., 1992.
3. Мухина В. С. «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта», М., 1981.
4.. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ под ред. Т. И. Алиевой, Т. В. Антоновой и др. - М., 1997.
5. Комарова Т. С. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1992.
6. Программа обучения и воспитания в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М., 2005