Наталья Коваленко
Ознакомление детей с родной природой. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
В общении с природой развивается детская - любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.
Работу по воспитанию любви и бережного отношения к природе я начинаю со средней группы, используя при этом разнообразные методы и приемы. В лесу мы наблюдали за муравейником. Я рассказала детям, что муравьи очень полезны: они уничтожают многих вредителей леса — тлей, гусениц.
Публикация «Ознакомление детей с родной природой, Консультация для родителей» размещена в разделах
Летом во время прогулки показала детям два вида бабочек — капустницу и белянку. Ребята наблюдали, как бабочка садится на нижнюю часть капустного листа и откладывает кучку маленьких желтых яичек. Я объяснила, что из этих яичек вырастут маленькие гусеницы и начнут объедать листья, поэтому бабочка-капустница вредна. А вот красный жучок с черными точками на крылышках — божья коровка — приносит пользу, так как охотится за тлей.
Для закрепления новых слов и понятий на каждой последующей прогулке напоминаю детям о том, что они узнали раньше, предлагаю рассказать о виденном. На занятиях читаю ребятам рассказы, сказки, СТИХИ о природе.
Одним из аспектов такой работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами.
Много усилий потребовало от нас устройство красивого зеленого участка. Сейчас здесь деревья, которые встречаются в южной полосе, зеленые изгороди кустарников отделяют территорию одной группы от другой. Есть нас большой цветник, газоны с травой. Особенно красив уголок, где растут огромные тополя, клены, осина, ива и черемуха, белоствольные березки. Красив и привлекателен наш участок во все времена года. И тем не менее мы не раз отмечали какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте.
Например, ребята любили играть под березой, она укрывала их от дождя, защищала от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени ее листочков, не обращали внимания на их нежный шелест. Мало кто из детей любовался только что распустившимися цветами, их яркими красками.
Мы поставили перед собой задачу нее только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Для решения этой задачи важно прежде всего научить ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне, а также правильно организовывать труд детей.
Обучая ребят простейшим приемам труда на участке, мы старались, чтобы они понимали необходимость и целесообразность этого труда, испытывали радость от хорошо выполненной работы. Очень важно чтобы и вы родители продолжать начатую нами работу дома, в семье, воспитывали у детей бережное отношение ко всему живому. Мы ранее проводили с вами беседы, родительские собрания, оформляли тематические стенды на тему охраны природы.
С самого начала учебного года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривали растения на участке: вот появились первые желтые листья, деревья и кустарники стали еще наряднее. Дети ходили по опавшим листьям, слушали их шорох, любовались красотой осеннего ковра. А как празднично и красиво выглядели в осеннем наряде наши березки!
В группе я прочитала детям книгу С. Воронина «Моя береза». Автор говорит о дереве как о живом существе, которое радуется теплу и солнцу, умеет защитить себя и в осеннее ненастье, и в зимнюю стужу. На прогулке в яркий солнечный осенний день дети с интересом рассматривали березу на участке. Они отмечали, что веточки у нее гибкие» свисают вниз, на де-реве много листьев — сквозь них даже не просвечивает солнце. Я обратила внимание ребят на то, что среди зеленых листьев изредка мелькают желтые — это первые признаки осени.
Во время следующей прогулки дети остановились около осины. Ее листья трепетали от самого легкого дуновения ветерка. Сравнивая березу и осину в осеннем наряде, ребята сразу заметили, что листья на березе стали совсем желтыми, а на осине они разного цвета.
Очень украшают наш участок клены. Осенью одни нз них стоят словно золотые, другие -— почти красные, а на третьих смешались все цвета. Дети рассматривают опавшие листья осины, круглые, как монетки, а из листьев клена собирают букеты.
Чтобы расширить представления детей, усилить их впечатление, мы провели несколько целевых прогулок и экскурсию в парк. Осенью он очень красивый.
Прочитала стихотворение: «Золотая осень,как же ты красива. В золотом наряде, в свете золотом.» А потом предложила посмотреть вокруг и сказать, чем же нам нравится осень
Рассказала детям, что это время любили многие русские художники, например, А. С. Пушкин написал своё прекрасное стихотворение:
«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса!»
Одновременно проводили работу по оформлению выставки «Золотая осень» из природного материала, из овощей и фруктов.
В один из пасмурных, холодных дней осени, когда казалось бы, и порадоваться нечему я предложила детям обойти весь участок да рассказать, кому какое дерево больше понравилось. Ответы показали, что ребята стали более наблюдательными, внимательными, научились чувствовать красоту окружающей природы.
«У нашей березки веточки тоненькие, а на них капельки воды нанизаны, как бусинки они светлые, прозрачные и не падают».
«Ствол у черемухи очень красивый. У него кора сверху тоненькая, похожа на ленточки, она шелушится. А внизу кора светло-коричневая, блестящая и как-будто по ней муравьишки бегают»
Скоро придёт зима, сколько радости она принесёт детям.
Давайте вместе учить детей ценить и любить природу, а так же воспитывать у них бережное отношение к ней, стремление сделать её ещё краше.