Жанна Казанцева
Ознакомление детей с народным творчеством в ходе реализации проекта «Загадки народных узоров»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с произведениями народного творчества способствует пробуждению в них первых ярких представлений о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, знакомству с миром прекрасного. Народное искусство обладает большими возможностями: несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы и затем ее красота, соразмеренность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своей Родине.
Публикация «Ознакомление детей с народным творчеством в ходе реализации проекта „Загадки народных узоров“» размещена в разделах
Мы живём там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У детей не всегда есть возможность соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д. В результате мониторинга мы выявили представления детей о народно-прикладном искусстве :
Представления детей о народно – прикладном искусстве.
Владение знаниями о народных игрушках, народной росписи 18%
Желание познакомиться с народно – прикладным искусством 43%
Большой интерес к предметам народного быта, к народной игрушке 21%
Понимание ценности знаний о народно – прикладном искусстве 8%
Практические художественные умения 10%
Таким образом, был сделан вывод, что у детей есть желание познакомиться с народными промыслами, и недостаточно сформированы художественные умения и навыки в данной области.
Основной целью проекта стало создание системы практической деятельности по формированию творческих способностей в процессе ознакомления с народно – прикладным искусством. В ходе реализации проекта мы должны были решить следующие задачи:
Сформировать интерес к различным народным промыслам и их характерным особенностям
Закреплять технические навыки и умения для создания рисунков по народным промыслам, развивать умение передавать в рисунках сюжеты сказок, используя народные росписи, проявлять творчество при выборе композиционного и цветового решений.
Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции
умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
Познакомить детей с русскими народными промыслами, на каждом из этапов проекта предлагать найти в природе растение или животное, ставшее основой узора народных умельцев, и сравнить его с созданным художником образом.
На подготовительном этапе реализации проекта мы провели с детьми беседы по ознакомлению с некоторыми народными промыслами нашего региона: жостово, павлов пасад, федоскинская миниатюра, богородская игрушка, гжель, загорская матрешка. Подготовили материал для выставки по русским народным промыслам и организовали саму выставку. Приобрели пособия по декоративному рисованию издательства «Леша Дошколешик».Внесли необходимые изменения в предметно-развивающую среду группы, в частности в уголок изодеятельности добавили настольно печатные игры «Вятское лото», «Вятское домино»,подобрали разнообразные материалы для детской деятельности. На практическом этапе проводили с детьми беседы об истории возникновения народных промыслов, рассматривали книги и иллюстрации, просматривали мультфильмы, учили различать народные промыслы по характерным особенностям, разучивали поговороки и пословицы о народных мастерах, организовывали выставки детских работ. Учили детей видеть в произведениях мастеров растения, произрастающие в нашей области, для этого каждый ребенок мог выбрать элемент понравившейся ему и совместно с родителями найти растение или цветок послуживший образцом для мастера художественного промысла. Проект позволил детям и родителям познакомиться с народными промыслами, научиться различать жанры русского народного творчества, способствовал развитию чувства прекрасного.