Зелинская
Ознакомление детей подготовительной группы с творческими профессиями посредством применения лэпбука
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Одной из главных задач воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) является формирование положительного отношения к труду. Поэтому очень важно развивать интерес детей дошкольного возраста к различным видам профессий.
Публикация «Ознакомление детей подготовительной группы с творческими профессиями посредством применения лэпбука» размещена в разделах
- Лэпбук «Профессии»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Подготовительная группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества. [1]
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, труд повара, продавца, водителя, врача, военного. Казалось бы, все это знакомые профессии для детей, но все их знания, как правильно, очень поверхностны. Несмотря на все это, в современном мире продолжают появляться новые профессии, которые дошкольнику остаются неизвестными. Реальность диктует нам новые требования, поэтому понимание в человеческих занятиях является одним из важнейших условий социальной адаптации ребенка в мире. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это очень важный процесс, актуальный в современном мире. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии.
О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Е. А. Чистякова, Е. В. Климов, Е. Гинзберг, Е. Н. Землянская, Н. Н. Захаров и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях А. Ш. Шахматовой, В. И. Логиновой, Л. А. Мишариной, С. А. Козловой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Прежде чем, знакомить детей с творческими профессиями, надо дать представление о том, что такое профессия. Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Творческая профессия – это профессия, где человек воплощает своё творчество, талант, мастерство. Ознакомление должно происходить поэтапно, от простого к сложному, чтобы ребёнок понял насколько прекрасны эти профессии, и насколько трудны.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку, и окружающим людям. Работа с детьми по этому направлению позволит им задуматься о выборе профессии в будущем. Кто знает, быть может из воспитанников вырастут известные художники или представители других творческих профессий.
В настоящее время появляется много новых средств обучения, которые помогают современному педагогу наиболее продуктивно выстраивать процесс обучения детей. Такие средства обязательно должны быть наглядными, яркими, побуждающими детей к активной деятельности. Одним из таких средств обучения дошкольников является –Лэпбук» (lapbook) – сравнительно новое средство обучения, пришедшее в российское образование из Америки. В дословном переводе с английского «лэпбук» значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). По мнению авторов статей, размещенных на разных сайтах и в периодической печати, лэпбук представляет собой тематическую папку, в которую помещены материалы на изучаемую тему. Вместо страниц в папке оформлены различные мини-книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями. Авторы статей делают акцент на том, что лэпбук – это отличный способ обобщения информации по определенной теме с детьми дошкольного возраста, повторение пройденного программного материала. Его можно также использовать и при освоении детьми нового содержания. При создании лэпбука ребенок учится самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию. Работа с лэпбуком может осуществляться по-разному в зависимости от образовательных задач.
Изучение профессий – это широкая гамма, включающая в себя разнообразие профессий взрослых, особенности их труда, а также индивидуальную характеристику абсолютно каждой профессии.
Противоречие теории и практики состоит в том, что в современном мире появляется все больше и больше различных форм, и средств по ознакомлению детей с профессиями, однако практикующие воспитатели не используют их в воспитательно-образовательном процессе.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения обусловило проблему исследования: при каких условиях применение лэпбука может сделать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творческими профессиями наиболее эффективной?
Объект исследования: процесс ознакомления детей подготовительной группы с творческими профессиями.
Предмет исследования: использование лэпбука как средства ознакомления детей подготовительной группы с творческими профессиями.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности применения лэпбука в процессе ознакомления детей подготовительной группы с творческими профессиями.
Гипотеза исследования: процесс ознакомления детей с творческими профессиями посредством применения лэпбука будет проходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:
- лэпбук будет изготовлен в сотворчестве воспитателя, детей и родителей;
- лэпбук будет внесен в развивающую предметно-пространственную среду и будет содержать в себе материалы для свободной деятельности детей вне занятий.
Задачи:
1. Определить содержание ознакомления с профессиями детей старшего дошкольного возраста в соответствии с примерными программами дошкольного образования;
2. Определить развивающий потенциал лэпбука в воспитательно- образовательном процессе;
3. Проанализировать опыт практикующих педагогов по теме исследования;
4. Выявить уровень представлений детей подготовительной группы «МБДОУ детский сад № 117» о творческих профессиях;
5. Организовать систему мероприятий по использованию лэпбука в процессе ознакомления детей подготовительной группы с творческими профессиями;
6. Проанализировать опытную работу и создать методические рекомендации для воспитателей по использованию лэпбука в образовательном процессе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, анализ, индукция и дедукция, обобщение, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, наблюдение, обработка результатов, констатирующий эксперимент
Тип работы: опытно - практического характера.
Ожидаемый результат:
- повысился уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях : стилист, дизайнер одежды, режиссёр.
- изготовлены лэпбуки по ознакомлению со следующими профессиями : стилист, дизайнер одежды, режиссёр
- лэпбук используется на занятиях по ознакомлению с окружающим (творческими профессиями);
-лэпбук внесен в развивающую предметно-пространственную среду и содержит в себе материалы для свободной деятельности детей вне занятий