Елизавета Воронова
Ознакомительная статья для родителей по ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО это аббревиатура многим из родителей не знакома. Да и многие не придают этим сокращениям, ни какого значения. Для них главное ребенок ходит в детский сад с удовольствием, домой приносит полученные знания, сыт и здоров.
Но все же разберем это по полочкам:
Что это такое?
ФГОС ДО - Федерально государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013 N 1155) представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». Он основан на поддержке и разнообразии детства, его уникальности. Это государственные гарантии и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования.
Публикация «Ознакомительная статья для родителей по ФГОС до» размещена в разделах
Качество образования- это удовлетворенность потребностям, которые нынче запращивает современное общество, успешная социализация, а так же уровень освоения образовательной программы учреждения.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области.
Программа строится с учетом интеграции (процесс объединения частей в целое, нескольких областей в одну) образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности- исследование и обсуждении, это формирует у ребенка целостную картину окружающего мира, помогает ребенку развиваться и осваивать культурные практики во всех видах детской деятельности. Все это заложено и прописано в стандарте как основа развития и социализации детей дошкольного возраста.
Само слово стандарт иностранного происхождения, и в русском языке имеет очень широкий смысл. Рассматривая понятия, стандарт дошкольного образования рассмотрим его цели и задачи.
Задачи и цели?
Стандарт написан для всех участников образовательного процесса - педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей, социальных партнеров, общественности.
ЦЕЛИ:
• повышение социального статуса дошкольного образования;
• обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
• сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
ЗАДАЧИ:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Зачем это нужно?
Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, именно поэтому возникла необходимость в СТАНДАРТЕ, обеспечивающем предъявление единых требованиях к системе дошкольного образования и обеспечение преемственности его с начальным общим образованием.
Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные, качественные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако дошкольное образование не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста. Если в школе качество образования это знания детей, которые оценивают на контрольных, экзаменах и других аттестационных мероприятиях. То в детском саду качество образования-освоение образовательной программы, не предусматривает требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, они не подлежать непосредственной промежуточной или итоговой аттестации (оценке, в том числе и педагогической диагностике (мониторинг), это ожидаемые результаты детей дошкольного возраста- это целевые ориентиры
• целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте;
• целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Ожидаемые результаты?
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребё нка на этапе завершения ДО:
• инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности; • способность выбирать себе род занятий;
• уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;
• обладание чувством собственного достоинства;
• взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;
• подчинение разным правилам и социальным нормам;
• проявление творческих способностей;
• способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);
• способность к волевым усилиям;
• проявление любознательности;
• склонность к наблюдению, экспериментированию;
• способность к принятию собственных решений.
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка. Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
Для родителей
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями : родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Родители (законные представители) должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов и мероприятий, а не просто сторонними наблюдателями.
Таким образом, дошкольное образование развивается и стандартизируется в соответствии с запросами общества, ребенок теперь –активный и самостоятельный участник образовательного процесса при взаимодействии со взрослыми и детьми.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт от 17.10.2013г. N 1155[/i]