Татьяна Черноносова
Оздоровление детей на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровление детей посредством музыки
Цель здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.
Задачи: Возможности использования здоровье сберегающих технологий через:
- обучение детей элементам дыхательной гимнастики, ритмики, психогимнастики, музыкотерапии;
- психологическое раскрепощение ребенка освоение своего собственного тела;
- развитие разнообразных двигательных и физических навыков;
- создание эмоционально-психологической комфортности детей;
- формирование положительной самооценки.
Публикация «Оздоровление детей на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Ни для кого не секрет, что болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка и ритмические движения. Тем более, что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
В основу моей педагогической деятельности по музыкально- ритмическому воспитанию детей легли принципы развивающего обучения, которые направлены на развитие ребенка в целом, на его общее гармоничное психическое, духовное и физическое развитие. Где основной направленностью в обучении является психологическое раскрепощение ребенка, через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента.
В своей работе с детьми я использую следующие виды оздоровления:
Логоритмика (поговорки, речевые игры)
Это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Такие упражнения помогают развивать у детей фантазию, воображение, двигательные навыки, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, детям прививается интерес к художественному слову. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Дыхательная гимнастика
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в
кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
-способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных
регуляций со стороны центральной нервной системы;
-улучшает дренажную функцию бронхов;
-восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
-исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные
деформации грудной клетки и позвоночника.
Ритмика и ритмопластика (музыкально-ритмические композиции, танцы, танцевальная импровизация)
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.
Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Средствами ритмики и ритмопластики снимается умственная усталость, это эффективное средство расслабления, раскрепощения, повышения настроения и концентрации внимания.
Музыкотерапия
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится не только на занятиях музыки, но и педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает при организации музыкальных занятий.
Основные формы организации работы с детьми :
Утренняя гимнастика, музыкальные занятия, совместная деятельность педагогов с детьми в течении дня, развлечения, досуги, праздники, нетрадиционные музыкальные занятия, физкультурные занятия.
Мной разработан алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).
1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.
2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, композиции, логоритмические упражнения.
3. Слушание музыки. Музыкотерапия. Психогимнастика (мимика, пантомимика)
4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.
5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.
6. Музыкальные игры, хороводы. Психогимнастика (этюды)
7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.
Подготовленный музыкально-ритмический материал использую на праздниках, развлечениях, досуговой, самостоятельной деятельности детей. Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей развития гармоничной личности