Ирина Михайловна Соловьева
Поэтическая живопись Терентiя Травнiка: Осень с натуры
▼ Скачать + Заказать документы
Соловьёва И. М. Отрывок из авторской статьи к книге стихотворений Терентiя Травнiка «Мгновенья осени моей»
Осеннее, чтоб делал без тебя?
Чтоб чувствовал, коль не было б печали
Твоей? Коль смыслы ноября
Мной не искались бы? И душу б не терзали
Осенний снег, осенние ветра
И лист, такой забытый сразу всеми…
Т. Травнiкъ
Публикация «Поэтическая живопись Терентiя Травнiка: Осень с натуры» размещена в разделах
Осень любима и воспеваема многими поэтами, художниками и композиторами. И всё же, она для каждого из них – своя. Почему так происходит? Разве осенью всем нам видится не одна и та же картина – картина увядания природы? Вероятно, так оно и есть, но вот восприятие её разное. Именно потому, что осень, как и любые другие проявления природы, каждый воспринимает по-своему, то и впечатление, производимое этим на душу художника, зависит от его конкретного темперамента, и это впечатление всегда глубоко субъективно и мимолетно. Стихотворения Терентiя Травнiка – есть выражение его душевного ощущения или настроения. Для эмоционального окраса своих произведений он располагает богатейшей палитрой образных средств, благодаря которой, созданные им поэтические полотна выглядят выразительно, рельефно и ярко.
В предлагаемой вашему вниманию книге «Мгновенья осени моей…» поэт делится с читателями своими мимолётными мгновениями, в которых мастер живо и естественно запечатлел не только реальный мир в его подвижности и изменчивости, но и передал в стихах свои осенне-сокровенные размышления, переживания, свои интимные чувства и ощущения. Грандиозный «мир невиданных картин» осени с разным настроением запечатлённый в стихах, предстает перед взором читателя. Словно поэтический импрессионист он, Травнiкъ, отражает в них свои жизненные впечатления, затронувшие самую сердцевину его внутреннего мира, тонко и умело передает мельчайшие подробности преображённой осенней природы и человеческой сущности в чувственной лирической форме. Что значит осень для поэта Терентiя Травнiка? Какие чувства вызывает она у него?
В одном из своих стихотворений поэт доверительно сообщает, что в это время года «случаются особые осенние стихи» и, раскрывая секрет, добавляет – «…особенною краской рисуют их – то хмарью, то дождём… с особой поэтической натаской под листопадным проливным огнём». Великолепная литературная образность создает в сознании читателя живую, наглядную картину листопада, от которой невозможно оторвать заворожённого взгляда и этот листопад действительной «проливной!» из опадающих желто-красных листьев, а речевое подчеркивание слова «огнём», безусловно, усиливает это восприятие. Не менее интересное и завершение у стихотворения, когда поэт буквально одним взмахом своего пера преобразовывает «осенние-особые стихи» в звонящие набатные колокола, тем самым многократно усиливая действие образа на душу читателя!
Когда коснутся тучи колоколен,
И ветер спутает верёвки и ремни,
То на Руси звонят набатным боем
В осенние-особые стихи!
Можно предположить, что осень – любимое время года для Травнiка, настолько много произведений он ей посвятил, да и сам он признаётся, что «…только осенью влюбляются поэты…». Вот и он «по-юношески» влюблён и в «сказочное кружево из опавше-летящей листвы», и в «терпкость августовских зорей», и в «осенний вечер – мир, окрашенный свечами», и в «полутона, полунамёки, полушептанья вечеров», и в «холодный тембр сентября»… Так из стихотворения в стихотворение нежно льётся с «особым звучанием» тихая мелодия любви, и поэт не скрывает, что ему «хочется прижаться к прохладному дыханью ноября и слушать-слышать осень…». И бередит его распахнутую миру душу осеннее «золото палое» и, конечно же, «мила…поздней осени печаль», и лечит он сам себя от этой печали «обычною прописью» своих стихов, зная что только «осенним» можно убрать нестерпимое, тяжкое в душе, осознавая при этом, что как ни «хороша рогожа, да носить её не гоже» :
До чего же осеннее хочется
Наносить на рогожу души
И латать им от дыр одиночества
Жизнь в московской – столичной глуши.
Начиная с 2010 года, в поэзии Травнiка все более и более угадываются черты импрессионизма, как основного, выбранного им, средства для передачи богатства повседневной действительности во всем великолепии ее красок, событий. Сам он поэтической строкой говорит : «Я левитановской строкой пишу стиха картину. Я цветом ляпаю слога, чтоб слова аромат вознесся к каждому из вас, прорвав дней стылых тину…».
Импрессионизму свойственно отражение одной и той же действительности, но в разных состояниях души, она будет иметь новый образ, словно изменяется сама действительность. На самом деле действительность неизменна, меняется лишь наше внутреннее расположение. В зависимости от настроения, меняется и само восприятие осени у Мастера слова. Например, в одном из своих стихотворений Травнiкъ называет ноябрь «печальнейшим из всех миров», а в другом – читатель вместе с поэтом окунается в «ноябрьское лето». Причина этих поэтических метаморфоз становится понятной и очевидной – такое восприятие действительности зависит не от погоды и годового сезона, а от внутреннего ощущения и состояния автора. Бывает, что и погожий день, но с пасмурным настроением, воспринимается, как пасмурный. Очень часто можно заметить, что летом поэт пишет стихотворение о зиме, новом годе, а зимой, нет-нет, да и проглянет сквозь стихотворную строку тепло и свет летнего дня. Но стоит всего лишь отыскать «спасительный луч» в своей душе, который «откроет и впустит тебя и в тебя свой вселюбящий Свет», наречённый поэтом «светом души», тогда тот поведёт человека «сквозь непогоды, невзгоды и грусти… за собой на просвет» и всё вмиг преобразится вокруг.
Не менее неожиданный и необычный образ осеннего дождя, поэт запечатлел в своём сердце и выразил в стихотворении «Осенние крестины». В завораживающей образной ткани стиха разворачивается, со всеми атрибутами широкомасштабное действо осенних крестин, в котором храмом становится сама природа:
Смотри, дождями небо крестит
Всё, что вместили ширь и даль.
Идут осенние крестины
И кистью спелою рябины
Октябрь-батюшка кропит
Природы скорбные картины –
Идут осенние крестины!
Вот так и «живёшь со множеством примет зимы, и все их замечаешь», – бросает на ходу Терентiй.
Поэт уверяет, что осень – это не только время года, но и возраст человеческой жизни, а ещё это время сбора урожая, «собирания камней», которые человек бездумно разбрасывает с юности. Это и время получения плодов своего жития-бытия, посеянных дел и поступков, это и время зрелости души, когда появляются вопросы-ответы о цели и смысле жизни. Это ещё и время переосмысления прожитых дней, именно тогда загорается «лампадка сердца» и, разгораясь, этот духовный свет, пусть он «в полтона и в полсилы», но
Такой желанный этот свет,
Когда жизнь достает картины
Из погребённых ею лет.
Осенью, «листая памяти страницы» происходит встреча с самим собой, со своей совестью. «У совести девятый вал не топит, но несёт – спасенье!», он возвращает «требуя прощенье» всего того, «что изгонял, что избегал» и приводит к искреннему покаянию души за всё то, что уже невозможно исправить. Здесь содержание зрительного словесного образа грозного «девятого вала», созданного метафоричностью слов Травнiка, заключает в себе также и слуховой образ, порождённый звуковыми ассоциациями. Вы слышите грохот «девятого вала»?
О свойствах и влиянии стихов Травнiка можно писать бесконечно. Одним из секретов является его умение передавать наши психологические состояния не только через описание, но и через само звучание стихотворения. По признанию самого мастера, с самых первых строк задается и ритм, и мелодия стиха, он изначально слышит именно мелодию еще не рожденного стихотворения и только потом появляется ритм, размер, тема. Мелодичность звучания восхищает, увлекает и мягко вливается в сердце своего читателя, преображая его изнутри. Травнiкъ создает «целые полотна, сотканные из запахов, звуков, зрительных и слуховых восприятий».
Со свойственной Терентiю манерой размышлять, наблюдать и чувствовать жизнь, сердце поэта каждый раз откликается на окружающую его действительность, отражая в новых стихотворениях черты эпохи, общественные и социальные отношения, при этом гармонично сочетая в каждом своём творении авторское начало с внешними условиями реальной жизни. Вот один из примеров: как-то Терентiй увидел по телевизору сюжет о разорвавшемся снаряде вблизи детского садика. Больше всего его поразило то, что над грудой искорёженных обломков и комьев земли, во время репортажа, за спиной ведущего взлетал обычный детский мячик – это дети играли, «войне прощая зло». Своё ощущение от этого сюжета поэт выразил в стихотворении «Детям Новороссии», назвав «детство – государством без границ», где «легко сбываются желанья, повсюду сказка, всюду чудеса». Торжество детства поэт завершил строками этого же стихотворения:
Какие детству не снести преграды,
Когда оно войне прощает зло
И над разбомбленною садика оградой
Взлетает мячиками всем смертям назло!
Много стихотворений посвятил поэт событиям, происходящих в наши дни на Украине, среди них «Сначала власти воспаленье…», «Nota pacific», «Забыты имена былых героев», «Сегодня в Советском Союзе война…», «Киевская Русь», «Летнее солнцестояние» и другие.
Стихотворением «Всё с Богом» поэт завершает книгу «Мгновенья осени моей». Это самое объемное и самое, пожалуй, торжественное стихотворение из всего нового собрания работ, вошедших в эту книгу. И добавлю от себя – оно главенствующее по своему содержанию, глубине и силе воздействия и, без сомнения, является событием в поэтическом наследии Травнiка.
Ключевая повторяющаяся фраза «всё с Богом», усиливает психо-эмоциональную выразительность этого стихотворения, вызывая «лирический восторг» в душе читателя. Многократный рефрен её на протяжении всего стихотворного ряда, подчеркивает огромное значение этой фразы и для самого автора, его отношение к Богу, тем самым эмоционально выделяя и усиливая её. Красной нитью через всё произведение проходит главная мысль поэта о том, что всё, чтобы не происходило в нашей жизни с нами, всё происходит только с Богом! И по-другому быть не может!
Всё с Богом – всё, что было, будет,
Что есть, что Словом нареклось.
Всё с Богом! Знайте это люди!
Всё с Богом – даже то, что врозь.
Верно говорит друг поэта, его литературный редактор и учитель, московская поэтесса Лариса Чернышёва : «Сказать, что Травнiкъ талантливый поэт, талантище, значило бы ровным счетом ничего не сказать. Даже его стихи – не совсем стихи, но явно что-то большее, выходящее за рамки общепринятого понимания поэзии. Может, именно поэтому я не берусь определять оные, да и можно ли свободу и силу духа заключить в какое-либо пространство. Травнiкъ – это Травнiкъ и этим все сказано. Читайте, слушайте, смотрите, это действительно всё очень, очень красиво».