Ирина Титова
Отражение современной социальной действительности в сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Отражение современной социальной действительности
в сюжетно-ролевых играх.
Титова Ирина Александровна
воспитатель МАДОУ детский сад №50
Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Развитие способов сложения сюжета происходит за счет придумывания и комбинирования разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий.
Публикация «Отражение современной социальной действительности в сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в игры знакомой тематики: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Строители». При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, образ магазина для современных детей - это супермаркет. (Слайд супермаркет «Лента»)
Вместо обычной парикмахерской ребенок чаще встречается с салоном красоты с широким набором услуг. (Слайд «Салон красоты»)
В наше неспокойное время игра в строителей превращается в игру «военные строители», т. к. после совершения террористических актов, природных катаклизмов первыми на помощь приходят военные. (Слайд «Военные строители»)
Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Воспитателю следует продумать ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами. Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре вызвали эмоционально-положительное отношение и интерес. Это является условием самостоятельности и активности детей в играх. В противном случае происходит резкий спад игровой динамики – использование игровых умений с преобладанием предметных действий, характерных для детей младшего возраста.
Существуют игровые темы, которые утратили свою актуальность для современного дошкольника : «Почта», «Библиотека», «Ателье». Люди чаще пользуются электронной почтой и предпочитают покупать готовую одежду. Данные темы не получают продолжения и развития в игре, так как в них отсутствует эмоционально-значимое содержание для отражения в игре. Для ознакомления детей с окружающей действительностью можно предложить такие темы: «Путешествие письма», «Зачем людям нужна библиотека?».
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает :
Организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций,
творческое создание обстановки для игры;
организация совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений и нового содержания;
создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.
Для моделирования возможных игровых ситуаций дети нашей группы пользуются лоскутками из «волшебного» сундучка. (Слайд «Волшебный сундучок»)
Организация сюжетно-ролевой игры на темы, отражающие социальную действительность, протекает с опорой на непосредственный опыт детей, который в силу современных условий ребенок получает преимущественно вне стен ДОУ. Успех отражения впечатлений в игре зависит от того, что видел ребенок. Например, в супермаркете, первое, что привлекает внимание ребенка-это сами товары, их привлекательное оформление и выбор товаров родителями. Аспект отношений между людьми остается вне поля зрения ребенка. Поэтому игра в супермаркет выглядит как раскладывание товаров, их выбор покупателями и оплата в кассе. Такая игра не требует от ребенка способности к сложению сюжета и протекает без активного взаимодействия между детьми. Поэтому важно выделить для ребенка деятельность и отношения людей (кто, чем и почему занимается; в каких ситуациях с кем и почему взаимодействует.)
Вот, например, игра в корпорацию Билайн (Слайд «Салон связи «Билайн»). Цель данной игры, научить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику, формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты, учить оценивать качество выполнения задания, формировать навыки сотрудничества.
Особое место занимают беседы и рассказы детей о впечатлениях, полученных в непосредственном опыте. Важно в ходе беседы помочь детям выделить ситуации для игрового отображения и способствовать активизации игрового воображения. Например, припоминание того, как дети посещали «Макдоналдс», который находится в другом городе. По рассказам детей, посетивших «Макдоналдс», строится сюжет игры. (Слайд «Макдоналдс», технологическая карта)
В ходе обсуждения важно выявить для детей неполноту, неопределенность части представлений и вызвать желание уточнить, детализировать, пополнить знания. Одним из способов выполнения недостающей информации является опрос родителей, воспитателей, представителей разных профессий (с этой целью педагог организует взаимодействие с семьями воспитанников). Такой опрос способствует развитию познавательной активности дошкольников, так как дети переходят к формулированию вопросов, происходит расширение социальных контактов. (Слайд «Агентство недвижимости»)
В ходе беседы воспитателя и детей постепенно создаётся банк идей. Наиболее интересные ситуации, выбранные для игр, фиксируются при помощи символов, условных изображений, и кратких подписей к ним. Постепенно в группе детского сада появляются тематические картотеки, связанные с разными сторонами социальной действительности, в которых находят отражение непосредственные впечатления и интересы детей.
Организация сюжетно-ролевой игры требует использования соответствующих атрибутов. Здесь поможет коллекционирование – собирание коллекций из предметов, необходимых для игры (например, коллекция новогодних игрушек для игры «Новогодняя ярмарка в гипермаркете»); коллекция театральных билетов и программок для игры в
«Театр»; открыток, предметов, игрушек для игры в «Музей» и др.). Создание временных и постоянных коллекций требует определённого места хранения коллекции, побуждает детей к рассматриванию предметов и придумыванию игрового контекста их применения.
Подготовка к игре включает совместную продуктивную деятельность воспитателя и детей по изготовлению атрибутов для игры (например, изготовление рекламных плакатов, талончиков для лотереи, коллажей и др.) Совместная продуктивная деятельность может сопровождаться сотворчеством воспитателя и детей по придумыванию разных игровых ситуаций, сценок: например, сценариев праздников, конкурсов, проводимых в «книжном магазине» для маленьких читателей и др. Сотворчество воспитателя и детей создает условия для перехода от игры в подготовку к игре, к самостоятельной сюжетно-ролевой игре, в которой происходят реализации замыслов и становление новых идей.