Надежда Казакова
Отношения родителей и детей: что это такое и как это работает
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционная семья - это сложная социальная система, имеющая функционально-структурные особенности развития. Как и любая другая система, семья имеет свою динамику развития, называемая «жизненным циклом семьи». Событие, безоговорочно разделяющее жизнь семьи на «до» и «после» - это рождение детей.
1. Детско-родительские отношения
В настоящее время детско-родительские отношения чаще всего рассматриваются как сложный комплекс взаимодействий со стороны родителей и ребенка и характеризуются высокой значимостью для развития ребенка. Отмечается двойственный характер воспитательной позиции родителей : они должны заботиться о ребенке с одной стороны, принимать и любить его, и научить его самостоятельности и самоконтролю с другой.
Публикация «Отношения родителей и детей: что это такое и как это работает» размещена в разделах
Теоретическая и экспериментальная психология находится в постоянном изучении факторов, влияющих на развитие детей. При анализе детско-родительских отношений выделяют такие основные категории, как родительские позиции/установки, стили семейного воспитания и родительское отношение.
1.1. Родительские установки
Понятие установки восходит к исследованиям Д. Н. Узнадзе, подчёркивающего неосознанность мотивов и поступков личности. В структуре установки выделяется когнитивный (познавательный, аффективный (эмоциональный) и поведенческий компоненты; то есть установка - это знание субъекта о предмете, его эмоциональная оценка и определенное намерение по отношению к субъекту. При этом прямой связи между установкой и поведением нет, в связи с чем были найдены другие переменные, влияющие на производимое к субъекту действие: нормы, принятые в группе, влияние группы, черты личности, которые определены предшествующим опытом взаимодействия с родителями.
Родительские установки – это определенный взгляд на собственную роль в отцовстве и материнстве, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах. В отношениях с ребёнком это система эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и варианты своего поведения по отношению к нему. Родительские установки и ожидания включают три уровня: 1) «мы – родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений); 2) «мы – родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях); 3) «это – наш ребенок» (установки и ожидания в отношении ребенка или детей). Если первый уровень отвечает за формирование образа себя как родителя, второй уровень уже реализуется в стиле воспитания. Третий уровень касается непосредственно образа самого ребенка, созданного родителями, и он тесно связан с удовлетворенностью родительской ролью. На этом уровне происходит постоянное сопоставление (осознанное или неосознанное) идеального образа ребенка с объективной реальностью, а результат такого сопоставления имеет ощутимое влияние на родительское отношение.
1.2. Стили семейного воспитания
Стили семейного воспитания являются способами передачи родительских установок относительно детско-родительских отношений, которые сообщаются ему и которые вместе создают эмоциональный климат, в котором выражается поведение родителей. Предпринимались многочисленные попытки выразить как можно точнее суть детско-родительных отношений в таких понятиях, как теплота, снисходительность, вовлечённость, или же враждебность и строгость. В настоящий момент описывается четыре стиля воспитания, характеризующиеся лаконичным сочетанием таких качеств, как требовательность и отзывчивость: авторитетный стиль воспитания (высокая требовательность и отзывчивость, авторитарный стиль воспитания (высокая требовательность, но низкая отзывчивость, снисходительный стиль воспитания (высокая отзывчивость и низкая требовательность) и пренебрежительный стиль воспитания (низкая отзывчивость и требовательность) .
Разные стили воспитания оказывают то или иное влияние на индивидуальное развитие. Проводится большое количество исследований, изучающих взаимосвязь предъявляемого родительского стиля и детских проявлений. Например, было обнаружено, что авторитетный стиль воспитания неоднократно оказывался наиболее полезным для развития учащихся (в аспектах самооценки, психологического благополучия и академической успеваемости, в то время как пренебрежительный стиль воспитания неоднократно оказывался наиболее вредным для развития учащихся. Также было обнаружено, что снисходительный стиль воспитания способствует некоторым положительным результатам развития (например, уверенности в себе, социальной компетентности, а также некоторым негативным проявлениям (например, школьным проступкам, злоупотреблению психоактивными веществами).
1.3. Родительское отношение
Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер способов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Благоприятное для ребенка родительское отношение должно соответствовать следующим требованиям:
оно должно быть адекватным, т. е. основываться на реалистичной оценке особенностей ребенка, умении видеть и принимать его индивидуальные особенности;
оно должно быть гибким, что позволит сформировать готовность изменить стиль общения, способы воздействия на ребенка по мере его развития и изменений условий жизни семьи. Статичная позиция родителя формирует барьеры общения между ним и ребенком, кризисы в отношениях, педагогическую запущенность;
оно должно быть прогностичным, т. е. ориентированным не только на актуальную ситуацию развития ребенка, но и на будущее, что проявляется в инициативе взрослого, предлагающего ребенку новые способы построения взаимоотношений с учетом меняющихся потребностей ребенка.
А. Я. Варга и В. В. Столин предложили следующую классификацию типов родительского отношения :
1) «Принятие-отвержение» выражает эмоциональное отношение к ребенку. Если выражено принятие, то ребенок нравится родителю таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка. При отвержении родитель не принимает ребенка во всех его проявлениях, не доверяет ребенку, испытывает к нему разные негативные чувства: раздражение, злость, досаду, обиду и т. п., не уважает его личность.
2) «Кооперация» отражается в особенности построения взаимоотношений родителя с ребенком. При стремлении к кооперации родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается быть с ним на равных, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, доверяет ему.
3) «Симбиоз» указывает на то, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности и оградить от жизненных трудностей. Он постоянно ощущает тревогу за ребенка, воспринимает его маленьким и беззащитным.
4) «Авторитарная гиперсоциализация» отражает авторитарный тип родительского отношения, при котором родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, дисциплины. Родитель не в состоянии встать на точку зрения ребенка. Пристально следит за социальными достижениями ребенка, его мыслями и чувствами.
5) «Маленький неудачник». Отношение к ребенку как к неудачнику отражает стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личностную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется неуспешным и открытым для дурного влияния. В связи с этим родитель стремится контролировать его действия. Существуют опросники, которые помогают определить различные величины родительско-детского взаимодействия.
2. А что делать?
За последнее столетие взгляды на процесс воспитания детей кардинально изменились, в связи с чем значимо расширилась роль и обязанности родителей. «Babies are human beings» - одно красноречивое название статьи 1938 года наводит на разносторонние размышления, касающиеся воспитания, принятия детей, собственной жизни и места детей в ней. С середины XIX века образ ребёнка видоизменился, дети стали восприниматься не только как важные, но и как уникальные, требующие защиты и специальных ресурсов со стороны родителей существа. Стала нарастать популярность концепции важности отношений между матерью и ребёнком Джона Боулби, превалировать идея качественного воспитание детей в поддерживающей и теплой семейной атмосфере для обеспечения гармоничного развития и удовлетворения их базовой потребности в любви и понимании. Эти видеизменения повлияли на родительскую роль таким образом, что родительство начинает принимать форму свода правил, нормативных рекомендаций и предписаний: в них говорится, что родители должны заботиться не только о физическом выживании детей, но и об их благополучии. Паттерны, которые можно встретить случайно в условно «здоровых семьях», при отсуствии нахождения в таковой, самостоятельно придумать невозможно. Требуются громадные усилия и изучение узких научных областей (например, детская прсихология, основы педиатрии, этика, философия, взрослая психология, а не самозарождения, поскольку это глубоко специфические знания, формирующиеся в результате научения.
В. Сатир в книге «Вы и ваша семья» описывает свой опыт как семейного психотерапевта, наблюдающего проблемные области семьи и каждого из его членов в частности. Говоря о личностных качествах матерей и отцов, которые влияют на воспитание их детей, и о путях коммуникации между родителями, Сатир обрисовывает конкретные шаги, следуя которым можно увидеть радикальные изменения в структуре и сути взаимоотношений родителей и детей. Её наблюдения таковы, что существует несколько этапов в изменении к лучшему детско-родительских отношений :
Устранение невежества. Когда человек не подозревает о существовании чего-либо, например, паттернов семейной системы, проявляющихся без всякого на то ведома в обыденной жизни, тогда это остаётся «слепой зоной» в родительстве. Осознанное родительство подразумевает осведомлённость.
Достижение конкретных целей и изучение их сути. Заводя желанных детей после запланированной беременности, люди не всегда задумываются о том, что они ждут от самого ребёнка. Полагаясь на интуицию и природу, иногда процесс воспитания детей превращается в импровизацию, результат которой непредсказуем и часто нелицеприятен для обеих сторон: и родительской, и детской. Чтобы процесс воспитания не происходил сам по себе, изучение закономерного развития детей с формулированием того, что хочется в этот процесс привнести, а чего избежать, является ключевым моментом, на котором можно таргетно акцентировать внимание.
Система ценностей в семье, самосовершенствование родителей. Нетоксичная коммуникация - явно не что-то само собой разумеющееся, особенно на постсоветском пространстве. Это система взаимодействия, имеющая свои правила, и поразумевающая под собой желание быть в контакте с близкими понятым и услышанным, не принося при этом болезненных ощущений в ответ. Осознанная коммуникация стоит на выверенной или как минимум ощущаемой системе ценностей, которую родители хотят транслировать своим детям, используя нетоксичное общение и учитывая особенности взаимодействия в системе с иерархичным строением.
Для конструирования коррекции курабельных кейсов детско-родительских отношений была выбрана следующая последовательность освещения потенциальных вариаций взаимодействия, описанная далее более детально.
2.1. Просвещение
В век ошеломляющих научных открытий люди продолжают узнавать что-то новое о межличностных отношениях. Сегодняшнее стремление к либеральным отношениям, становящиеся скорее не исключением, а правилом, закладывают невероятно чувственную, гуманистическую основу в общение между людьми и в детско-родительские отношения в частности.
Уважение, любовь, творчество, уход (ухаживание) за своим телом и духом - те качества, которые рассматриваются пристально на жизненном пути многих людей и проникают в отношение с другими. «Семья - это фабрика, где формируется человек, способный самостоятельно держаться на своих ногах, который может по-настоящему любить и по-настоящему бороться, совмещающий в себе нежность и твёрдость.». Осознание взрослыми того, что они формируют новых людей, или, во-всяком случае, оказывают сильное влияние на это формирование, становится основой общества будущего. Ценность человеческого существования становится основополагающим конструктом.
«Каждое выражение на лице, жест или действие со стороны родителей или даже слово - это информация, которую получает ребёнок о своей ценности» - необходимые слова для взрослых, напоминающие об их влиянии на детей. И, если ценность ребёнка как человеческого индивида, преемника, друга, неизведанного создания родитель оценивает по достоинству высоко, то заинтересованность его в участии жизнедеятельности этого человека становится очевидной.
Говоря о рутинных понятиях, родители в приспособленных, осведомлённых семьях понимают, что проблемы в воспитании будут, просто потому что по-другому не бывает, а когда они возникают, у этих людей хватает сил, чтобы с ними справиться. Понимание того, что «нет ничего более постоянного, чем временное» - ключ к успеху не только философского толка, но и прикладного, воспитательного, особенно вписывающийся в быстротечное и такое разное с каждым годом детство.
2.2 Пауза
После «пробуждения» и осознавания того, что многие вещи в будничной жизни рукотворны и подлежат изменению при желании их изменить, возникает вопрос: в какую сторону менять? И тут важны вопросы, котоыре может задать родитель самому себе : каково моё представление о воспитании ребёнка? Что должен знать мой ребёнок о самом себе? О других? Об окружающем мире? Как он будет относиться к религии и Богу? Когда приходит осознание того, что за узнавание ребёнком многих из этих вещей мы, взрослые, несём ответственность, возникают и дальнейшие вопросы. Сводятся они в основном к тому, с чем именно хочется познакомить ребёнка и как лучше эту грань жизни для него осветить. Например, такой актуальный нынче вопрос о половом воспитании, будучи очень комплексным, с медицинским подтекстом, обрамлённым стыдом и гневом взрослых, нуждается явно в родительской проработке с точке зрения того, как будет преподнесен ребёнку для осведомления и погружения в тематику. Для чего взрослым необходимо первоначально разобраться с этим самим или быть готовым к глубоким размышлениям «на месте».
При осознанном подходе становится очевидно, что родительство включает в себя ряд действий, обеспечивающих выживание, заботу, развитие и благополучие детей, что выражается в множестве конкретных манипуляций и процедур. Множество действий, направленных на сохранение жизни, здоровья, развития и благосостояния детей, подразумевают под собой физическую заботу, обеспечение необходимых потребностей (еда, тепло, одежда, кров, любовь, привязанность, обеспечение безопасности или минимизация её риска; обучение социальному взаимодействию с родителями, сиблингами и другими родственниками, учителями и другими встречаемыми на жизненном пути людьми; создание вокруг среды, способной помогать детям распознавать и обходиться с собственными эмоциями, окружение детей заботой и любовью как части эмоциональной заботы. Всё это - задачи родителей, которые у них появляются от рождения ребёнка и прибавляются ежедневно! Не говоря уже о создании непосредственно в родительско-детском взаимодействии прочного альянса, включающего в себя правильные, позитивные родительские действия, помогающие ребёнку обретать уверенность в себе и стойкость при испытаниях судьбы.
Суммируя родительские обязанности, становится достаточно очевидно, что необходима система иерархии потребностей, которые ребёнку важно обеспечить, для сохранения баланса в родительской жизни и других, не менее, а иногда и более значимых социальных ролях. В связи с чем складывается впечатление, что то, как происходит общение в семье - главное, чему стоит уделить внимание, а затем по коэффициенту сил и желания перераспределять остальные обязанности. Имеет смысл выстроить гибкие семейные правила и отделять свои страхи, в том числе, касающиеся безопасности, от объективных опасных вещей и ситуаций, чтобы давать детям пространство развиваться и самоутверждаться, а семья оставалась тем местом, где человек гармонично развивается, а ещё - где можно и нужно мечтать. Основной задачей может являться обучение ребёнка самостоятельности и рассудительности, поскольку к каждой конкретной проблеме и неурядице подготовить его не представляется возможным. При таком подходе к воспитанию ребёнок способен к саморегуляции и устойчивости в случаях неблагополучия.
Sanders и др. сравнивают родительство с «чистой водой», имея в виду его преимущественную важность перед всеми другими средовыми факторами, влияющими на развитие ребёнка. Манипуляции, которые входят в родительские обязанности, носят широчайший характер, и, помимо того, что им следует обучить ребёнка, ими также необходимо овладеть родителям. Неудивительно, что можно говорить о родительском выгорании, когда список родительских обязанностей так велик. Об этом мы более развернуто скажем чуть позже.
2.3. Выбор
В настоящее время, когда вопрос о вынашиваемости и выживаемости детей первых лет жизни перешёл от общего контекста к частому, мы можем сосредоточить усилия на поддержке здорового развития их мозга. Учитывая научные данные о наиболее быстром развитии мозга в первые несколько лет жизни ребенка, потрясающую нейропластичность, то, если дети не получают того, что им нужно — достаточного питания, ухода, стимуляции и чувства безопасности — это оказывает огромное влияние на их жизнь и будущее. Токсический стресс в ситуациях депривации каких-либо из этих констант может усиливаться в ситуациях длительного голодания, домашнего насилия или жестокого обращения, последствиях переживаний насильственных конфликтов и других катастроф. В свою очередь это влияет на гормональный фон и может нарушить здоровое развитие мозга, влияя на здоровье, обучение и поведение. Только происходит осознавание и изучение того, что факторы окружающей среды, включая качество воспитания, могут изменять даже экспрессию генов и, возможно, воздействовать не на одно, а на несколько поколений семьи.
Здоровое развитие мозга ребенка зависит от множественного положительного опыта: питание насыщает мозг, стимуляция пробуждает разум, любовь и принятие смягчают негативное воздействие стресса. Отдельные меры взаимно дополняют друг друга, достигая наилучших результатов при совместном осуществлении. В руках родителей находится возможность детей реализовать свой потенциал развития. Нельзя не отметить возрастающее число родителей, делающих очевидную, но такую сложно признаваемую взаимосвязь между своими манипуляциями, речами и воззрениями и развитием ребёнка. В связи с чем просвещение на общественном уровне того, что эта взаимосвязь существует и как с ней обходиться, является ключевым звеном в воспитательном процессе. Работа над собой - вот тот предел, которым может ограничиваться, но никогда не ограничится процесс воспитания, однажды начавшись.
Согласно современным воззрениям, учитывая, что семейные проблемы берутся из личных, основной причиной которых является низкая самооценка, никогда не поздно уделить внимание себе, чтобы смочь дарить любовь и воспитывать не из давно знакомого и неосознаваемого паттерна, а из выбранной позиции, транслируя и ребёнку, и всем своим существованием мысль, являющуюся поддержкой на всю жизнь: «Я - это я, со мной всё в порядке». «И эта любовь до конца твоих дней останется тайной опорой твоей»
Также в настоящее время широко распространена возможность узнавать азы правил вербального и невербального общения (выражение лица, поза тела, мышечный тонус, ритм дыхания, интонации, чтобы затем применять осознанно выбранный вариант или стараться придерживаться его, помня о более долговременных целях и глубоких последствиях в контексте детско-родительских отношений.
2.4 Осуществление задуманного
Жизнь со всей палитрой красок вносит в человеческое планирование свои коррективы. Бедность, безработица, болезни, особенности менталитета, ксенофобия, да даже родительское выгорание при самых благоприятных намерениях - всё это и многое другое сказывается на процессах воспитания. Эти факторы могут выступать одиночно и вкупе друг с другом, оказывать сильное или слабое влияние на функционирование семьи. Даже в относительно благополучной семье можно найти множество ситуаций, влияющих на супружеские и детско-родительские отношения, начиная от нежелательной беременности, маленького времени общения с отцом в связи с рабочим графиком, и заканчивая обделённым вниманием родителями в связи с, например, их многодетностью. Когда мы говорим об отношениях при разводе, воспитании при неполной семье, приёмных детях или тому подобных вещах - это всегда особые, требующие колоссальных усилий и пристального родительского внимания ситуации, в которых функция родителей - растить, ценить детей особенно важна, так как родитель становится ещё большей опорой для маленького человека, безоговорочно нуждающегося в нём в непростые периоды жизни.
При хроническом дисбалансе между родительскими требованиями и ресурсами может возникать родительское выгорание, выражающееся в следующих симптомах: сильное истощение, вызванное родительской ролью, пресыщение родительской ролью, эмоциональное дистанцирование от ребенка и воспринимаемый контраст между прежним и нынешним родительским «я». В любом родительстве присутствует стресс, но важно наличия факторов, усиливающих его, к которым относится родительский перфекционизм, низкий эмоциональный интеллект, неправильные практики по воспитанию детей, бесчисленное количество родительских обязанностей и работы по дому, отсутствие поддержки со стороны другого родителя, отсутствие внешней поддержки (поддержки семьи, детских садов и т. д.). Напротив, факторы ресурсов/защиты можно определить как факторы, которые помогают значительно снизить родительский стресс, и примером их являются родительское самосострадание, высокий эмоциональный интеллект, хорошие методы воспитания детей, время для досуга, позитивное совместное воспитание, внешняя поддержка и т. д. Для обеспечения родительской роли в должной объёме важно не только исполнять требования, предъявляемые к себе, но и уметь делегировать, разделять ответственность, видеть и признавать свою усталость и уметь заботиться о себе.
Становится очевидным, беря в расчёт весь объём информации, что родительство - это занятие для людей, которые готовы брать на себя ответственность, постоянно расти и изо дня в день оставаться взрослыми для своих детей. Но даже это не значит, что взрослым не нужно поддержка. Наоборот, она необходима, но даже ответственность за обеспечение этой поддержки себе во взрослой жизни лежит на родителе и никак не может быть делегирована ребёнку без последствий.
Заключение
Сложная, многогранная, всеобъёмлющая тема родительства может быть рассмотрена с точки зрения академических понятий, а может быть освещена исходя из практико-ориентированных интересов. Оба подхода являются кладезями информации, которая может быть полезна не только родителю, но и человеку, взаимодействующему с детьми в каком-либо качестве, или просто идущему к настоящему себе. Если бы каждый взрослый знал про себя, что «Я - это я, со мной всё в порядке», столько бы рукотворного несчастья можно было бы избежать.