Татьяна Назарова
Открытый просмотр кружковой работы «Юный шахматист»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Юный шахматист»
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Публикация «Открытый просмотр кружковой работы „Юный шахматист“» размещена в разделах
Вступительное слово:
Сегодня роль шахматной культуры в жизни общества настолько возросла, что её считают одним из феноменов современной цивилизации. Соединив в себе элементы искусства, науки, спорта, мудрая древняя игра стала не только одной из форм умственного состязания и культурного досуга, но и признанным средством воспитания детей.
Цель открытого просмотра : показать знания, умения и навыки детей, которые приобрели в процессе знакомства с шахматами.
История шахматной страны уходит в глубь веков – в те далекие времена, когда в Индии придумали эту игрушечную войну, очень напоминавшую настоящие войны тогдашних королей. В их армиях ведь тоже были пехота, конница и боевые слоны.
Основа шахматной игры это знания фигур, умений правильно ходить, чтобы объявить мат. Итак, выходи Настя расскажи про ладью…
Видимо ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнет наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Это башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжелый у ладьи,
В бой ее скорей веди!
про коня….
Не мила коню неволя,
Перед ним простор широк,
Очень ловко на два поля
Совершает конь прыжок:
Поле – прямо, поле – вбок.
Ну, а если угрожая
Окружения заслон,
Через тех, кто окружает, перепрыгивает он.
про слона….
Если слон на белом поле
Встал вначале (не забудь,
Он другой не хочет доли –
Знает только белый путь.
А когда на поле чёрном
Слон стоит вступая в бой,
Ходит правилам покорный,
Чёрной тропкой слон такой.
До конца игры слоны
Цвету одному верны!
про ферзя…
Ферз в шахматах, можно сказать чемпион,
И шаг у ферзя широк.
Ферзь может ходить, как ладья и как слон –
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперед и назад…
А бьет он и вдаль и в упор
И кажется, будто ферзю тесноват
Доски черно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше внимания ему удели.
про короля….
Король любит гладкий расчищенный путь:
В любую сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле – вот шага длина,
Не очень проворен король старина.
Зато начеку королевская рать –
Должна короля она оберегать.
Ведь ели б король беззащитный погиб,
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: король всех главней, всех важней,
Нет в шахматном войске важнее вождей!
про пешек….
Пешка, маленький солдат,
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
Двинуться вперед.
На войну, не на парад,
Пешка держит путь,
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей,
В рукопашный бой,
Первым ходом можно ей
Сделать шаг двойной.
А потом – вперед, вперед,
За шажком шажок.
Ну а как же пешка бьет?
Бьет наискосок.
Всю доску пройти должна пешка до конца –
Превратиться там она в грозного бойца.
Белый отряд, черный отряд-
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же – в отряде другом.
В каждом отряде – ты сам погляди-
Оба угла занимают ладьи.
Рядом с ладьями кони видны,
Рядом с конями встали слоны.
Кто ж посредине? Ферзь с королем –
Самые главные в войске своем.
- Рассмотрим позицию, скажите, в данном случае белому королю объявлен шах или мат?
стих про шах….
На тебя решил нагнать
Твой противник страх:
Королю сейчас опять
Объявил он шах.
Ты пугаться не спеши
Вражеских атак,
Поразмысли-ка в тиши:
Может, шах пустяк?
А еще я путь другой подсказать могу:
Ты дорогу перекрой этому врагу.
Стань фигурою своей на его пути –
Короля всего верней сможешь так спасти.
Подскажу тебе позволь,
Я и третий путь:
Не сумеет ли король в сторону шагнуть?
- А как поставить мат в один ход?
про мат….
- Что же такое мат?
Сейчас я вам дам задание, а вы подумайте и скажите, как и какой фигурой нужно поставить мат в один ход.
- Мат в один ход вы уже умеете все ставить, мы ставили его неоднократно и разными фигурами, сегодня я хотела бы вам рассказать, как можно поставить мат при помощи двух ладьей.
- А теперь я предлагаю вам попрактиковаться на шахматных фигурах.
Итак, расставляем…. поставили…. поменялись местами.
Молодцы!
Сегодняшней открытый просмотр подошел к концу, шахматная игра расширяет кругозор детей, увеличивает их словарный запас. Дошкольники на лету схватывают сложные термины, усваивают и применяют условные обозначения фигур и полей, расставляют шахматы под диктовку; учатся продумывать ходы на несколько шагов вперед, предвидеть и предотвращать опасность, защищать свои фигуры. Все ребята хорошо знают и применяют множество шахматных терминов, решают простые шахматные задачи.