Светлана Ивановна
Открытый показ по теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый показ «Путешествие к сказке».
Цели:
обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;
упражнять в подборе однокоренных слов;
упражнять в подборе прилагательных;
упражнять в составлении предложений к схемам;
упражнять в составлении текста по плану;
развивать логическое мышление, внимание, память;
активизировать словарь по теме;
воспитывать умение слушать других, не перебивая;
работать и играть в коллективе.
Публикация «Открытый показ по теме „Зима“» размещена в разделах
Средства: снежинки по количеству детей, иллюстрация к сказке, сундучок, “ снежный комочек», елочки, конверт, схемы предложений, фланелеграф, корзинка, картинки для игры «Логическая цепочка», разрезная картинка, запись музыки: Вивальди А. «Зима», М. Глинка «Вальс», «Зима» Е. Авдиенко, сказочная мелодия, «Танец снежинок», музыка П. И. Чайковского «Времена года» Январь фонограмма ветра; магнитофон.
Ход занятия:
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
- Ребята, посмотрите, у нас сегодня много гостей. Все они пришли посмотреть на вас.
- Давайте поздороваемся с ними и пожелаем им приятного просмотра нашего занятия!
Воспитатель: - Громче дудочка поёт, на занятие зовёт (дети встают в круг)
Отгадайте – ка, ребятки,
Про кого моя загадка?
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зимушка – зима)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о зиме. Закройте глазки и представляйте все, о чем я буду рассказывать (включается тихая мелодия).
На улице все белым, бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами, ветви деревьев стали тяжелыми от снега и опустились вниз. Деревья, словно из сказки; пушистые снежинки облепили все веточки. Но стоит подуть ветерку, как снег начинает осыпаться с веточки. Это так красиво! Можно встать под дерево, покружиться, подставить лицо под снег, послушать тишину, стать настоящей снегурочкой. Огромные сугробы у дорог. Как хорошо с разбегу упасть в сугроб и полежать, раскинув руки! А потом поиграть в снежки, да так, чтобы снег попал даже за шиворот. Холодно. Мороз щиплет щеки, нос, но все - таки здорово!
Воспитатель: Ребята вы любите Зимушку – зиму? А какие признаки знаете, по которым можно определить, что это Зима? (Дети отвечают полным предложением).
Воспитатель: Действительно, зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.
Воспитатель: Вы любите зиму, поэтому я хочу вас пригласить в путешествие к сказке, но для этого нам надо взяться за руки, закрыть глаза и произнести слова (звучит фонограмма метели)
Раз, два, три, четыре, пять.
Все, кто хочет погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В зимнем царстве очутитесь!
(раскрывается уголок — панно — зима).
Воспитатель: Вот мы с вами очутились в зимнем царстве. А вон там вдали я вижу волшебную полянку. Но чтобы до нее добраться, нужно проложить к ней тропинку.
Игра «Логические цепочки»
Воспитатель: Я вам предлагаю проложить необычную тропинку, каждый шаг соединяется между собой с помощью логической связи. А показывать нашу тропинку и шаги мы будем на фланелеграфе. Первой я ставлю на фланелеграф картинку с изображением новогодней елки, потому что Новый год - главный праздник зимы и на этот праздник мы все наряжаем елочку. Здесь, на столе, разложены другие картинки. Вы должны подумать, какую картинку можно поставить рядом c елкой, чтобы логично объяснить их соседство. Вот, например, я поставлю рядом c елкой картинку c изображени ем еловых шишек, потому что шишки растут на елке. Пожалуйста, продолжите эту цепочку. Каждый должен выбрать хотя бы одну картинку, включить ее в цепочку и объяснить свой выбор.
Воспитатель: Вот мы и на полянке. Посмотрите, кругом деревья, укрытые снегом и лес выглядит так сказочно, так красиво. (Садятся на пеньки) Что зима сделала с лесом?
Дети: заколдовала, запорошила, заморозила….
Воспитатель: Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса. Какой стоит лес?
Дети: Лес стоит заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый, сонный….
Воспитатель: Какой снег в лесу?
Дети: Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый.
Воспитатель: Как выглядят деревья зимой?
Дети: Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие; у елок иголки как ледяные пальчики.
Воспитатель: Молодцы! Много красивых слов подобрали. Ой, ребята, посмотрите, на дереве какой-то конверт. Давайте подойдём поближе. (Дети с воспитателем подходят к дереву, на котором висит конверт).
Воспитатель: Ребята, это Снегурочка оставила для нас письмо. Здесь написано, что был сильный ветер и раздул весь снег с деревьев, деревья могут замерзнуть. Снегурочка просит нас помочь.
Воспитатель: Поможем Снегурочке? Посмотрите, что у меня есть
Белые звездочки с неба упали,
Мне на ладошку легли и пропали.
Дети: Это снежинки.
Воспитатель: Подставьте свои ладошки. Теперь у каждого из вас есть снежинка. Расскажите о снежинке, какая она?
Дети: белая, пушистая, блестящая, лучистая, легкая, воздушная…
Воспитатель: Хотите поиграть с ними в игру?
Игра “Веселые снежинки”
(дети выполняют движения под музыку, сопровождая их текстом)
1. Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь (Идут по кругу, кружатся)
2. Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь (Покачиваются со снежинками)
3. Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок (Идут в круг, вытягивают вперед снежинки)
4. Мы деревья побелили (Движения рукой со снежинкой вверх-вниз)
5. Крыши пухом замели (Соединить руки как бы “укрывая”)
6. Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли (Присесть, положить снежинки)
Воспитатель: Скажите, а слово «снежинка» похоже на слово «снег»? Как называются слова, у которых часть слова одинаковая, похожая (Родственные) Какие слова вы еще знаете, близкие слову «снег»? (Ответы детей). Я вам буду читать стихотворение, а вы - добавлять слова, связанные со словом снег. Каждым «снежным» словом мы будем укрывать елочку.
Д/и «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые… (снежинки).
На поселки, на лужок
Выпал беленький… (снежок.)
Вот веселье для ребят –
Все сильнее. (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в… (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка
Эта девочка -. (снегурка).
На снегу-то, посмотри. -
С красной грудкой… (снегири).
Воспитатель: Давайте вспомним, какими «снежными» словами мы укрывали ёлочку. Но чтобы ей было теплее, укроем еще и снежинками. (Дети повторяют слова и укрывают елочку снежинками.)
Воспитатель: Здесь все волшебное, даже этот снежный комочек (достает из корзинки, он поможет нам добраться до сказки. Ребята, он хочет, чтобы вы выполнили задание. Что это за черточки?
Дети: Схемы предложения.
Задание «Составь предложение по схеме» (со словом снег)
___.
___ ___.
___ ___ ___.
Комочек покатился
И вдруг остановился.
Воспитатель: - Ребята, вы не знаете, почему остановился комочек? Смотрите, еще одно задание.
Задание «Найди небылицу»
Воспитатель: Нам нужно найти небылицы, т. е. то, что на самом деле не бывает. Слушайте внимательно. (Чтение текста)
Наступила зима. Собрались мы в лес за грибами и взяли с собой корзинки. До леса было недалеко. Нужно было пройти через мост. В лесу росли ягоды, цветы, пели птицы. Мы собрали много грибов. Веселые и довольные вернулись домой. Теперь на обед у нас будет вкусный суп.
Пришла зима. Дни стали длиннее, чем ночи. Лиственные и хвойные деревья стоят голые. Хорошо живется зимой птицам: корма много. Медведь ложится в берлогу, люди надевают теплые вещи: куртки, сапожки. (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А давайте расскажем, что же бывает зимой?
Пальчиковая гимнастика.
Пришла зима (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (массажируем плечики)
Пришла зима (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (массажируем носик)
Снег (ладошки влево-вправо)
Сугробы (кулаками стучим по коленям поочередно)
Гололед. (ладошками разнонаправленно гладим колени)
Все на улицу вперед (подзываем ладошками к себе)
Теплые штаны наденем,
Шапку, шубу, валенки. (имитация одевания)
Руки в варежках согреем (гладим ладошки)
И завяжем шарфики. (Руки пркладываем к горлу)
Зимний месяц называй:(ладошками стучим по коленям)
Декабрь, январь, февраль. (Кулак, ребро, ладонь)
Воспитатель: Комочек покатился
И снова остановился.
Задание «Составь рассказ о зиме по плану».
План рассказа
1. Какое время года?
2. Тепло или холодно на улице?
3. Какие в это время года выпадают осадки?
4. Как выглядит в это время года земля, растения, небо?
5. Как одеваются в это время люди?
(Дети составляют рассказы).
Воспитатель: А еще нам нужно отгадать загадки. Вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно.
Задание «Отгадай загадки»
Одеяло белое не руками сделано
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (снег)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло (лед)
Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз? (мороз)
Я пушиста и бела,
Ребятишкам я мила
Позволяю им кататься
И на горке и на льду (зима)
Как на небе с севера
Плыла лебедь серая
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала, сыпала
На поля, озёрушки
Белый пух да перышки (снегопад)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, это волшебный сундучок. Он с секретом. Открыть его сможете только вы.
Игра “Собери картинку” (Предложить детям собрать картинку или слово)
Воспитатель: Сейчас проверим, открылся ли наш сундучок (поднимает крышку). Ребята, что это там лежит? Давайте угадаем персонажа из сказки.
Задание “Что за сказка?” (картинки с персонажами сказок).
Воспитатель: Вокруг себя повернись,
В детский садик возвратись.
- Понравилось путешествие?
- О каком времени года мы говорили?
- Что нового и интересного узнали?
Вот занятие прошло,
До скорого свидания.
Всем друзьям и взрослым скажем
Дружно: «До свидания!»