ольга андрияшина
Открытый НОД «Русская изба»
▼ Скачать
НОД «Русская изба»
Задачи:
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват и т. д.)
2. Обогатить словарь детей народными загадками, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).
3. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.
Публикация «Открытый НОД „Русская изба“» размещена в разделах
4. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, слайды с предметами русского быта (печь, сундук, стол, старинная посуда, прялка, самовар и т. д.); загадки; игра «Пирог».
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Прошу в избу, будьте как дома. Как говорится «Гость на порог — хозяину радость».
Что ж, садитесь поудобней.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Ребята посмотрите на мой наряд. Как называется мой костюм?
Дети: Русский народный костюм
Осмотритесь вокруг. Кто догадался, где мы сейчас находимся?
Дети: в музее.
Ребята, раньше не было многоэтажных домов, люди жили в домах, которые назывались (избами).
В. Мы в русской избе, очень похожей на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, узнаем, для чего они были нужны. Входя в избу, волей –неволей каждый должен поклонится хозяевам, а то и шишку на лбу можно на бить : двери в избах прорубали низкие. А порог, на оборот, делали высоким, что бы в зимнюю стужу меньше дуло.
В. Ребята как вы думаете, а из какого материала строили избы?
Д. из дерева (лиственница, ель, сосна)
Да ребята, из этих деревьев строили избы, так как такие дома могут простоять 100 лет.
Ребята, как вы думаете, какие полы были в избе? (деревянные)
В. правильно.
В. А вы знаете, что было главным в избе?
Д. (печь)
В. печь занимала больше всего места, почему?
Д. В ней готовили еду, пекли хлеб, она и дом обогревала, на печи сушили одежду, обувь, ягоды, грибы, мелкую рыбу. Раньше люди даже спали на печке.
В. Правильно! В народе про печь говорили "Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу".
В. Но самым главным назначением печи, конечно, было приготовление пищи.
Ребята, а в чем в старину готовили пищу? (ответы детей)
Д. старину готовили еду в чугунках или в глинненых горшках. А были эти чугунки сделаны из железа.
В. А как вы думаете, это хорошо или плохо?
Д. потому что чугунок в печи не сгорит, не разобьется.
В. какую пищу готовили?
Д. кашу, тыкву парили.
В. ребята глядя на предметы вокруг нас. Может, кто то из вас знает загадки.
Юля: В нем вода, но он не речка.
Хоть и с клювом, но не грач.
Он не печка, хоть и печка,
От углей он стал горяч.
И пузат, и добродушен,
Он гостей собрал на ужин.
Дети: Самовар.
В. ребята для чего нужен был в старину самовар?
Д. что бы пить чай.
Д. Самовары растапливали дровами.
В. чем еще пользовались в старину? А это что за предмет.
В каждой избе были прялки. Это предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.
Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Прялка становилась гордостью Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны
Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли, пели песни, играли в народные игры.
Давайте и мы поиграем в русскую народную игру :
Игра русская народная ручеек. гори гори ясно.
Вот мы немного поиграли, а теперь продолжим.
А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.
- Ребята, давайте слепим из пластилина ложки, миски, а может кто-нибудь захочет и самовар слепить.
Итог занятия:
- Вот и подошла к концу наша встреча. Сегодня мы с вами заглянули в прошлое, без него невозможно будущее. Вам понравилось? (Ответ детей).
- Что нового вы узнали? (Ответ детей).
Спасибо всем за работу и теплую встречу.