Дарья Солодянкина
Открытое занятие «Волшебница Соль»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебница соль»
Цель образовательной деятельности
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка среднего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Цель эксперимента:
Закрепление представления детей о свойствах соли и о разных ее состояниях, встречающихся в природе и в жизни.
Образовательные задачи:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли;
- расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом;
Публикация «Открытое занятие „Волшебница Соль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека.
Развивающие задачи:
- развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос;
- развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
- развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
- Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира;
- воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.
- проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами: «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая».
Оборудование: Соль : поваренная, морская. Баночки с солью, ложки, яйцо, прозрачные емкости; презентация; посылка; мольберт; большой лист бумаги белой; маркер;
Ход занятия:
I этап.
Дети входят в зал. Здороваются с гостями.
В центре стола лежит посылка. Дети садятся вокруг стола.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на электронную почту детского сада пришло видео послание. А утром почтальон принёс посылку. Она адресована вам. Вам интересно узнать от кого посылка и видео послание?
Дети: Да
Воспитатель: Предлагаю разместиться по удобнее и прослушать видео послание.
(На экране появляется Хозяйка Медной горы)
- Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка Медной горы – хранительница земных богатств, я слышала, что вы много знаете о них. Вот решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте! Исследуйте….Удачи…
Воспитатель: Интересно что внутри! Регина… помоги нам открыть посылку. Посмотрим, что там? Что это?
Дети: Разноцветные мешочки.
Воспитатель: Возьмите каждый себе по одному мешочку. Исследуйте его - потрогайте на ощупь, понюхайте. Как вы думаете, что находиться внутри мешочков? Предположите, что же это может быть?
(Дети исследуют мешочки с помощью тактильных ощущений, обоняния и высказывают свои предположения полным ответом)
Отгадайте мою загадку!
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук.
И становится вся пища несъедобной вдруг,
Если в ранку попадает - испытаешь боль,
Вы, конечно, догадались, ну конечно это…
Дети: Соль
Воспитатель: - Предлагаю открыть мешочки, высыпать их содержимое на разнос в соответствии с цветом фигур на нем. Красные мешочки высыпаем с той стороны, где наклеен красный квадрат, зеленые мешочки с той стороны где наклеен зеленый квадрат и т. д…
(Дети высыпают содержимое мешочков на разнос)
Воспитатель: Думаю, вы все уже догадались что это?
Дети: соль.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая разная у нас соль…. Давайте ее рассмотрим. Костя, отличается она друг о друга? (да разный цвет, есть даже зеленая) А теперь, давайте ее исследуем на ощупь (потрогаем). Оля, ты потрогала - разную соль, отличается она друг от друга? (да, отличается - есть мелкая как порошок, есть крупная, а есть как маленькие камешки) Как вы думаете, что это за цветная крупная соль? (ответы детей).
ЭМИЛИЯ: Это соль, которую используют как косметическое средство - это морская соль, её подкрашивают разными красителями и добавляют ароматизаторы, чтобы она вкусно пахла. Ее добавляют в ванну, чтобы кожа была гладкой, мягкой, нежной.
Воспитатель: А что вы ребята еще знаете про соль? Как вы думаете где её применяют?
КОСТЯ Б. : соль употребляют в пищу, солят еду, добавляют в заготовки на зиму.
Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в зону сказок.
Сказка про соль.
Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня? - Как золото, - ответила старшая дочь. - Как венок свой зеленый, - сказала средняя. - Как соль, - сказала младшая, Марушка. Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным. И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по дорогим ценам. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.
Восп: Ребята, понравилась сказка?
Дети: Да!
Восп: Почему король понял, что какая необходимая вещь - щепотка соли?
Дети: Соль дороже золота, т. к. без золота можно прожить, а без соли нет!
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте пройдем к нашему волшебному экрану.
Да ребята, сегодня мы будем изучать с вами соль! Но соль мы используем не только, как приправу, но и для того чтобы консервировать овощи, а еще она спасает нас от гололеда!
II этап (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря и океаны. Так же соль находится в природе – это каменная соль. Есть много видов соли. Есть морская соль. Это соль, содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов. 8 тысяч лет люди употребляли соль в пищу.
Соль просто необходима для жизни человека, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания. Как вы думаете, что можно лечить при помощи соли? (ответы детей). Правильно, если болит горло, его полощут солевым раствором, если болит ухо, то его греют теплой солью. Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания.
Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц.
Воспитатель: Ребята, а кто работает в лабораториях? (ученые). Вот и мы сегодня будем учеными, и будем проводить опыты. Давайте оденем для работы в лаборатории головные уборы и очки. Вы будете лаборантами, а я ваш научный руководитель. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы, наверное, уже догадались. Правильно это соль. Давайте пройдем в мою лабораторию. Но прежде, немного отдохнем!
Физкультминутка: (МЕЛОДИЯ)
Глубоко вздохнули:
Вот, мы набрали кислород.
Выдохнув из легких чистых газ уходит углекислый.
Руки вверх, потом вперед - не поймать нам водород!
Руки в стороны, ходить. Будем с химией дружить.
Хорошо отдохнули, теперь, я приглашаю Вас, в нашу научную лабораторию!
Но, мало выглядеть, как ученый, нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Какие главные правила мы назовём при работе с солью :
- Не трогать руками глаза
- Соблюдать тишину
- Не толкаться во время проведения опытов
- Внимательно слушать и выполнять задания научного руководителя.
-Молодцы, все правила вспомнили, теперь можно приступать к изучению Соли.
Опыт 1:
Воспитатель: Давайте рассмотрим соль, перед вами поваренная, морская соль. Рассмотрите, чем они отличаются и чем похожи. Отдельно останавливаемся на поваренной!
Перед вами баночки с поваренной солью, давайте возьмем лупы и внимательно рассмотрим ее. Давайте попробуем описать наше вещество. Какого цвета соль?
Дети: белого
Воспитатель: Какую имеет структуру? У морской более крупные частицы. На что похожи ее частички?
Дети: - На кристаллы
Воспитатель: Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу. Имеет ли запах соль?
Дети: нет
Воспитатель: Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой? Давайте возьмем щепотку соли и пересыпаем ее обратно в баночку! Какая соль? Сыпучая не сыпучая?
Давайте сделаем вывод, соль она какая?
Дети: Она соленая. Она сыпется, значит она сыпучая. Белая, соленая, не имеет запаха, сыпучая.
Давайте зафиксируем наш первый эксперимент на мольберте!
Опыт 2.
Воспитатель: Перед вами стоят стаканчики с жидкостью, предлагаю вам попробовать и ответить что за вещество у вас в стаканчике (Дети пробуют воду). Так что вы попробовали?
Дети: Воду.
Воспитатель: Имеет ли она вкус?
Дети: нет.
Воспитатель: Теперь давайте попробуем насыпать соль в воду. Погружаем одну маленькую ложку соли в стакан с водой, и размешиваем! Смотрим, что вы видите?
Дети: Соль исчезла, растворилась.
Воспитатель: -Правильно, ребята. Поэтому и в пословице говорится, что соль воды боится.
Пробуем на вкус, какой стала вода?
Дети: Соленой.
Воспитатель: А теперь возьмите еще одну ложку соли и растворите в воде! Какая она стала?
Дети: Горькая!
Воспитатель: А какой была? (пресной, без вкуса)
Делаем вывод. Соль сделала воду соленой. Значит, соль умеет растворяться в воде!
Давайте отметим это на нашем мольберте!
Воспитатель: Молодцы! Очень умные ученые! Но чтобы перейти в 3 корпус лаборатории, нам нужно выполнить задание. Пройдите в цент зала и встаньте в круг. Задание заключается в том что я буду называть блюда, в которые кладут соль и те, в которые не кладут. Если вы услышите название блюда, в которое кладут соль, - приседаете. Варенье, уха чай, борщ, компот, вареная картошка, мармелад винегрет, шоколад, жареная рыба, кисель.
Воспитатель: Вы отлично справляетесь с заданиями. Давайте пройдём в нашу лабораторию, продолжим наш эксперимент.
Опыт 3:
(Перед детьми в миске лежат куриные яйца, и стоят 1л банки: 4 с водой, 4 с соленным раствором).
Скажите, что вы видите перед собой?
Дети: Куринные яйца. Банки с водой.
Воспитатель: Погружаем яйцо в банку и наблюдаем. Что произошло?
Дети: У меня яйцо утонуло, а у меня нет.
Воспитатель: А как вы думаете, в какой воде яйцо не утонуло?
Дети: В соленой.
Воспитатель: Правильно, соленая вода, более плотная, чем пресная, поэтому вытолкнула яйцо на поверхность. Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в пресной, морская вода вас держит на плаву. Давайте подведем итог, что мы узнали о соли?
Вывод: Она белая, без запаха, имеет вкус, растворяется в воде, делает воду плотной и соленой.
III этап.
Заключительный
Ребята, наше исследование соли подошло к концу, я предлагаю вернуться к нашему волшебному экрану,взяв с собой стаканчики с цветной солью.
Воспитатель вместе с детьми подходит к столу.
Воспитатель: Хозяйка Медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю, для нее сделать маленький подарок, который мы отправим ей.
Давайте наполним этот сосуд цветной солью и своими знаниями. Для этого каждый по очереди будет подходить и насыпать цветную соль в сосуд сопровождая действия новыми знаниями и впечатлениями о проделанной работе.
Рефлексия
Воспитатель: Посмотрите какой разноцветный сосуд у нас получился.
(На экране появляется Хозяйка медной горы с благодарностью.)
-Спасибо вам ребята, за прекрасный подарок и за ваши знания о земном богатстве – соли. Надеюсь, что мы с вами еще увидимся
Воспитатель: Всем спасибо. Давайте снимем наши головные уборы и вернемся в группу, где продолжим свои наблюдения и эксперименты.