Наталья Михайловна Щербинина
Конспект открытого занятия в старшей группе «Защитники земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Познание:
1. дать элементарные сведения о русских богатырях, защитниках родной земли.
2. Сформировать понятие о том, как служили богатыри, какими качествами они обладали.
3. Познакомить с оружием богатырей, упряжью их лошадей, как украшались богатырские доспехи.
Художественное творчество:
1. Закреплять знания о творчестве В. М. Васнецова по картине «Богатыри» и «Витязь на распутье».
2. Формировать желание создавать узоры на декоративной ткани.
3. Учить умения ритмично располагать узор.
Чтение художественной литературы:
Темочки:
1. Дать представление о происхождение былин, их авторстве, содержании.
2. Воспитывать интерес к живописи, музыке, русскому народному творчеству.
3. Развивать эмоциональное восприятие живописных, музыкальных и художественных произведений.
4. Воспитывать чувство гордости за богатырей России, уважения к ним, интереса к прошлому страны.
Предварительная работа: рассматривание картины В. Васнецов «Богатыри». Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей разбойник»; рассматривание иллюстраций. Украшение шлемов.
Оборудование и материалы: богатырские доспехи, картины В. Васнецова «Три богатыря», гусли, шахматы, лук и стрелы.
Ход образовательной деятельности.
В: Ребята,я сегодня для вас принесла одну интересную картину. Посмотрите внимательно, как вы думаете, что это за изображение?
В: Я думаю, что сложно отгадать я вам подскажу. Это силуэт, а что такое силуэт?
(это контур предмета, его очертание).
В: Так вот здесь изображен силуэт главных героев одной известной для вас картины. Угадайте, кто спрятан в этом силуэте?
(богатыри).
В: Кто же такие богатыри? Откуда вы про них узнали?
(читали, рассматривали картины, смотрели мультик.).
В: Кто знает автора картины?
(русский художник Виктор Васнецов).
В: Как зовут богатыря, который находится в центре?
В: Кто сидит на белом коне?
В: Кто из богатырей самый молодой?
На кого из богатырей вы хотели бы быть похожи? Почему?
В: Я думаю, что из вас получатся настоящие богатыри – защитники Родины. Но для этого вы должны показать насколько хорошо вы знаете о русских богатырях.
В:Когда наши богатыри готовились к походу,красны девицы готовили им обереги. Обереги -это украшение защиты. Девицы плели обереги,пока богатыри готовились к походу.
В: Давайте вернемся в прошлое. Одной из заданий было предупредить людей об опасности, но не было ни телефонов, ни навигаторов. Они оставляли какие-то метки, знаки. Где они могли их оставлять?
(на камне богатыри оставляли разные знаки и надписи).
В: Вот и мы с вами к камню подошли, а на нё м надписи:
«Налево пойдёшь – в болото попадёшь.
Направо пойдёшь – сундук найдёшь».
В: А мы, куда с вами пойдём?
(к сундуку).
В: Какой большой красивый сундук! Открывайте же его, что же там лежит?
(Дети достают, шахматы, гусли, мяч, стрелы и лук).
Игра «Угадай, кому принадлежат эти предметы»
В: Кому же принадлежат эти предметы?
(дети рассматривают их, вспоминают, кому же они могут принадлежать).
В: Какие из этих предметов являются богатырскими доспехами?
В: Что же такое доспехи?
Итак, внимание, сейчас, мы узнаем, кто является лучшим знатоком богатырских доспехов.
Викторина.
1. Как назывался головной убор богатыря? (шлем)
2. Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (кольчуга)
3. Чтобы оборудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь не малую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. (меч)
4. Это колющие оружие на длинном древке. Из-за длинной рукоятки обычно поединок воинов один на один начинался с использования именно этого оружия. (пика)
5. Это оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (булава)
6. Это оружие оборонительного значения при сражении воин прикрывает и своё тело. (щит)
7. Это боевой предмет самостоятельно изготовил герой сказки А. С. Пушкина князь Гвидон. Для этого он отломил у дерева кривой сучок и натянул на него шнурок. Благодаря ему князь Гвидон спас царевну – Лебедь. Что за оружие получилось? (лук)
Мы вспомнили, какие бывают богатырские доспехи.
В: А сейчас можно и богатыря в дорогу собрать.
Игра «Собери богатыря в дорогу». (музыка)
В: трое участников, желающие принять участие… (бумажные формы собирают на доске).
В: Подготовка к богатырскому походу продолжается и мы сейчас поиграем в игру.
Игра «Будь внимателен»
Встаньте все в круг. Я буду называть разные качества воинов. Если они подходят богатырям, то вы делаете шаг вперед, а если нет- шаг назад.
Храбрый
Трусливый
Сильный
Хвастливый
Справедливый
Слабый
Мужественный
Скромный
И только теперь, плечом к плечу мы сможем защитить свою Родину, стать настоящими богатырями.
В: Мы узнали, какими качествами обладает богатырь, настоящий воин.
В: Ну а если мы богатыри у нас должны быть богатырские доспехи: у нас все есть кроме щита.
В: И сейчас, дети, мы будем с вами украшать щиты.
Доспехи не только защищали богатырей, но они ещё несли красоту.
Богатыри украшали их различными элементами.
Солнце на щите – помогало богатырю отражать удары врага, оно ослепляло своими яркими лучами, сохраняло жизнь.
Деревья, травы – наделяли богатыря силой, помогали в бою.
Используя элементы живописи, дети украшают щит.
В: Молодцы,ребята! Вы такие внимательные, смелые и старательные. В знак ваших стараний, примите в награду от наших девочек, вот эти медали «Супер БОГОТЫРЬ»
Итог:
В: Ребята, а как вы думаете, можем мы сказать, что богатыри передали свою великую силу, любовь к Родине нашим войнам?
В: А какие наши войны? (Сильные, смелые, отважные, всегда защищают свою Родину).
В: Пусть сегодняшняя встреча была для вас игрой, но вы вырастите и будете похожи на любимых своих богатырей, и также отважно будете защищать свою землю. А наши девочки, которые так старались сегодня для вас – готовили платочки-обереги, вырастут, станут мамами – и обязательно для своих детей, для своих близких уже по настоящему вышьют обереги.