Мария Береза
Открытое занятие в старшей группе «Различные способы работы с предложением»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Закрепить знания детей о предложении.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
• Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные»
• Закрепление понятия о предложении, как единицы речи.
• Развитие синтаксической стороны речи (составление простых предложений и предложений с предлогами)
• Закрепление понятия о предлогах, как служебных частях речи.
• Совершенствование навыка анализа предложений.
2. Коррекционно-развивающие:
• Развитие связной речи.
Публикация «Открытое занятие в старшей группе „Различные способы работы с предложением“» размещена в разделах
• Развитие зрительного и слухового восприятия.
• Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
• Формирование пространственного мышления.
• Формирование умения ориентироваться на листе бумаги.
• Развитие мелкой моторики и координации движения руки.
3. Коррекционно-воспитательные:
• Формирование взаимопонимания между воспитанниками и логопедом.
• Формирование доброжелательности, инициативности, самостоятельности.
• Поддержание интереса на занятии.
План занятия :
1. Организационный момент.
2. Составление предложений из слов.
3. Составление предложений с различными предлогами.
4. Подбор предложения к схеме.
5. Физкультминутка.
6. Выложить схемы предложений.
7. Подведение итогов.
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу и подходят к столу, на котором стоят игрушки диких животных.
-Ребята, сегодня к нам в гости пришли звери. Они пришли не просто так, а принесли с собою задания. Выполнить эти задания нужно обязательно. Знаете почему?
-Нет.
-Потому что, эти задания им дал сам Дед Мороз. И велел: «Если дети справятся с тем, что я загадал, то Новый год обязательно наступит. А если нет, то придётся им оставаться без праздника и подарков!» Ну, что ребята, готовы выполнять задания Деда Мороза?
-Да.
-Тогда, сразу скажите мне, что за животные пришли сегодня к нам в гости?
-Дикие животные.
-Как вы догадались?
-Они живут в лесу и добывают себе пищу сами.
-Правильно. Давайте же узнаем кто принёс нам 1-е задание? (загадка)
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? (Бурый медведь)
2. Составление предложений из слов. (письмо)
-Ребята, медведь оказался таким неуклюжим, что перемешал содержимое конверта, который ему дал Дед Мороз. Поможем медведю разобраться?
-Да.
Дети высыпают на стол слова из конверта.
-Что это?
-Это слова.
-Как вы думаете, почему одни слова написаны на красной бумаге, другие на зелёной, а третьи на синей?
-Это три разных предложения.
-У нас сейчас уже есть предложения? Что такое предложение?
-Предложение-это, когда все слова дружат друг с другом и имеют какой-либо смысл.
-Молодцы! Составьте мне первое предложение. Сначала прочитайте слова зелёного цвета.
-Спит, берлоге, в, медведь.
-Вам что-нибудь понятно?
-Нет.
-Выложите слова в такой последовательности, чтобы получилось понятное предложение.
-Дикие животные живут в лесу.
-Отлично. Слова выстроились в правильной последовательности, подружились и сразу появился смысл.
-Теперь прочитайте слова красного цвета.
-Спит, берлоге, в, медведь.
-Ничего не понятно. Составьте предложение. (дети выполняют)
-Что у вас получилось?
-Медведь спит в берлоге.
-Молодцы! Теперь прочитайте слова синего цвета.
-Рога, у, ветвистые, оленя.
-Составьте из этих слов предложение.
-У оленя ветвистые рога.
-Итак, что такое предложение?
-Это слова стоящие в определённой последовательности и имеющие какой-либо смысл.
-С 1-м заданием мы справились. Садитесь пожалуйста за парты, на свои места. Найдите свои имена. (на столах разложены таблички с именами детей.)
3. Составление предложений с различными предлогами.
-Ребята, а теперь угадайте по звуку кто принёс нам 2-е задание. (кабан)
-Это кабан.
-Правильно. Дед Мороз передал мешочек с жёлудями, на которых написаны короткие слова-предлоги и ещё положил в мешочек сюрприз. Вам надо достать по одному предмету и одному жёлудю.
Давайте вспомним для чего нам нужны короткие слова-предлоги?
-Предлоги помогают дружить словам в предложении.
-Точно. Вытаскивайте по одному жёлудю, читайте предлог, доставайте по одному животному и составляйте предложение. (дети выполняют)
4. Подбор предложения к схеме.
-Следующее задание у животного, название которого состоит из 2-х слогов, второй слог оканчивается на звонкий мягкий согласный.
-Олень.
-Молодцы! Оленю Дед Мороз передал какой-то большой рулон. Посмотрим, что на нём?
-Да.
-Что это?
-Это схемы предложений.
-Правильно. Вам нужно подобрать к предложению нужную схему. Я читаю вам предложение, а вы называете номер нужной схемы.
У зайчихи зайчонок.
Ёжик выкатился на дорожку.
Белка Варвара сидит в дупле.
Рыжую лису зовут Алиса.
Волк охотится на маленького зайца.
-Молодцы. Вы правильно нашли все схемы.
5. Биоэнергопластика.
-Ребята, лисичке Дед Мороз дал с собой перчатки и велел разогреть наши пальчики и язычок. Пойдёмте на полянку, присядем, и покажем лисичке нашу зарядку. (дети выполняют вместе с логопедом)
6. Выложить схемы предложений.
-Ребята, чтобы узнать кто принёс нам следующее задание, нужно правильно нарисовать диктант по клеточкам. Возьмите свои тетради, откройте, найдите точку от которой вы будете работать. Покажите правую руку, а теперь левую. (рисуют волка)
-Это волк.
-Правильно. У всех получился волк?
-Да.
-Волку Дед Мороз дал записку с предложениями и просьбой выложить схемы этих предложений. Вот ваши пеналы. Вы готовы?
-Да.
-Читаю первое предложение.
Лиса бала очень хитрая.
-Сколько слов в этом предложении?
-4 слова.
-Какое первое слово?
-Лиса.
-Какое второе слово?
-Была.
-Третье?
-Очень.
-Четвёртое?
-Хитрая.
-Сколько полосочек вы выложите?
-4 полосочки.
- Как пишется первое слово в предложении?
-С большой буквы.
-Как мы на схеме обозначаем большую букву?
-Трубой.
-Как мы обозначаем конец предложения?
-Точкой, восклицательным или вопросительным знаком.
-Слова в предложении пишутся слитно или раздельно?
-Раздельно.
-Почему?
-Тогда это получится одно большое слово.
-Молодцы! Выкладывайте. (дети выполняют)
-Читаю второе предложение.
Шёл ёжик по дорожке. (дети выполняют)
-Третье предложение.
Волк Семён пошёл на охоту.
-Сколько слов в предложении?
-5 слов.
-Что такое Семён?
-Это имя волка.
-Как мы пишем такие слова?
-С большой буквы.
-Только имена?
-И клички животных. (дети выполняют)
7. Подведение итогов.
-Итак, ребята, мы с вами выполнили все задания Деда Мороза, поэтому можем рассчитывать на то, что Новый год всё-таки наступит и принесёт нам много счастья и радости.
-Что было трудным при выполнении заданий?
-Что больше всего понравилось?
-Что такое предложение?
-Что такое предлог?
-Какие правила написания предложения вы знаете?
-Ребята, а зайчику Дед Мороз передал вот эту большую коробку. Посмотрим, что в ней?
-Да.
-Это витамины, чтобы вы не болели и были сильными. (дети едят морковку и яблоки)