Наталья Абдулаева
Открытое занятие в подготовительной группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в подготовительной группе «Зимующие птицы».
Цель: продолжать формировать основы экологической культуры.
Задачи: Познакомить с новой зимующей птицей Клест, активизировать словарь детей.
закрепить знания о других зимующих птицах,
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Ход занятия
(дети заходят в зал, становятся полукругом около воспитателя)
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: По каким признакам вы определили, что сейчас зима?
Дети: Снег идет, мороз на улице, вся природа спит…
Воспитатель: Назовите зимние месяца?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Правильно ребята, зима прекрасное время года, вся природа погрузилась в зимнюю спячку, кругом тишина.
(воспитатель включает аудиозапись голосов птиц)
Воспитатель: Ребята! А что это за шум? Что за суета на дереве?
Дети: Это голоса птиц.
Воспитатель: Да, это птицы зимнего леса. Но где же они?
(воспитатель переворачивает дерево, на котором с обратной стороны изображены птицы).
- А вот и стайка птиц, которая поселились на нашем дереве.
Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью.
Знаете почему (ответы детей)
Потому что стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.
Ребята посмотрите внимательно на эту стайку, а я вам загадаю загадки про птиц, вы их отгадайте и найдите этих птиц на нашем дереве.
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (Снегирь).
Непоседа невеличка.
Желтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее. (Синичка)
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово - дрозд, приятель!»
И ставит подпись (Дятел).
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её.
(Сорока)
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-чирик». (Воробей)
Эта птица всем знакома –
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
(Ворона)
(ПОСЛЕ ТОГО КАК ТОЛЬКО ДЕТИ ОТГАДЫВАЮТ ЗАГАДКУ ОНИ ПОДХОДЯТ К ДЕРЕВУ СНИМАЮТ ПТИЦУ И ВЕШАЮТ ЕЕ НА ДОСКУ)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Почти всех птиц угадали. Осталась на дереве последняя птица (воспитатель снимает с дерева птицу и загадывает загадку) Попробуйте угадать, как ее зовут?
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка.
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов.
Только лютой зимой. (Клёст)
Эту необычную птицу зовут клест, повторите, как ее зовут?
Дети: Клест!
Воспитатель: А что в ней такого необычного, мы с вами узнаем из нашей презентации об этой птице.
(дети проходят и садятся на стулья, смотрят презентацию о птице клест)
1 слайд: Клест.
Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится!
2 слайд: Птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов.
3 слайд: Их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.
4 слайд: Птенцов своих клесты кормят «еловой кашей» – семенами еловых шишек, которые взрослые птицы в своем клюве измельчают и смачивают слюной. И птенцы в течение дня съедают такой «каши» немало!
5 слайд: В хвойных лесах шишки созревают как раз в самые холода, вот почему клесты выводят птенцов зимой. В другое время года, когда нет такого количества созревших семян, деток просто нечем будет кормить!
6 слайд: Клёст – это красивая, певчая птица, которая обычно живет в лесу.
7слайд: Клёста всегда легко узнать по его клюву. У клёстов клюв похож на крестик. Такой клюв есть только у клёстов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!
8 слайд: У клёста очень цепкие лапки, поэтому он может висеть вниз головой и так подбираться к семенам. Но не только своим клювом-крестиком и цепкими лапками знаменит клёст!
9слайд: Строят клесты свой зимний домик (гнездо) для птенчиков – из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстью и перышками. Толстые стеночки должны быть у этого гнезда, чтобы малыши в нем не замерзли.
10 слайд: Строит гнездо самочка – мама будущих птенчиков. А самец – папа–клест ей помогает. Теплый прочный дом получается у клестов! Не страшны в таком домике ни мороз, ни вьюга!
11 слайд: Мороз на улице такой, что люди даже в парках не гуляют, домой поскорее спешат. А мама-птичка в это время сидит на гнезде, никуда с него не улетает. В гнезде у нее 3-4 мелких яйца, из которых скоро ее маленькие детки — клестята вылупятся. Две недели сидит мама будущих клестят на заснеженных ветках. Нельзя ей улетать – надо птенцов высиживать!
А как же питается в это время мама, если она с гнезда улететь не может? Кто же кормит ее в это время? (Ответы детей)
12 слайд: Конечно, помогает маме в это время папа – клест, который приносит ей корм и заботится о ней.
13 слайд: Когда появляются на свет клестята, мама тоже от них не отходит ни на минутку – сидит на птенцах и их согревает своим телом. До 2 месяцев птенцы живут с родителями.
14 слайд: Клёст – певчая птица. Они часто щебечут и посвистывают, перекликаясь между собой. Также они могут пародировать пение других птиц. У клестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики».
Клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают.
Как же они могут лес посадить, если у них и рук нет – только крылышки? (Ответы детей)
15 слайд: Из шишек, брошенных клестами на землю, потом вырастают маленькие деревца. Поэтому про клестов и можно сказать, что они лес сажают.
Воспитатель: Ребята! вам понравилась эта удивительная птичка?
Чем она удивительна?
Как можно узнать клеста? (по клюву, он у него в форме крестика).
Из чего строят гнездо клест?
Кто заботится о маме – птичке, когда она высиживает и заботиться о птенцах?
Как заботятся родители о своих птенцах?
Ребята! Как можно назвать, одним словом всех птиц, которые поселились на нашем зимнем дереве? (зимующие)
Воспитатель: Молодцы ребята? Что-то мы с вами засиделись, давайте поиграем.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица» (А. Барто)
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (Присели)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах).
Воспитатель: Ну, вот мы немного отдохнули, а теперь давайте с вами поиграем в игру на внимание «Какая птица здесь лишняя и почему?»
(на доску вывешиваются по три птицы, дети должны определить какая из трех птиц лишняя и почему)
1 вариант: Воробей, Синица, Ласточка.
2 вариант: Снегирь, Дятел, Курица.
3 вариант: Сорока, Ворона, Страус.
Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданием. Посмотрите внимательно на эту картинку и скажите что на ней нарисовано?
Дети: Кормушка для птиц.
Воспитатель: Правильно, это кормушка! Для птиц зимой самое страшное - это голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывать корм. В зимнюю стужу, голодные и ослабленные птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помогать птицам в это трудное для них время.
Сейчас мы с вами постараемся помочь зимующим птицам и сделаем для них вкусные птичьи пряники.
(дети подходят к столу, где выполняют практическое задание вместе с воспитателем)
Воспитатель: Для того чтобы получился такой вкусный съедобный пряник для птиц, нам понадобится:
Пшеница, семечки подсолнечные, орешки, любые сушеные ягоды или фрукты.
Мука, любой желатин, и вода. Все эти ингредиенты нам надо смешать, что бы получилась консистенция густого теста.
Теперь это тесто нам надо разложить в формочки, сделать отверстие для веревочки. Подождать до полного высыхания, достать кормушки из формочек, вставить в отверстие ленточку и повесить птичий пряник на любое дерево на участке детского сада.
Воспитатель: Ну, вот ребята наше занятие подошло к концу, поделитесь своими впечатлениями, что больше всего вам понравилось на нашем занятии?
С какой птицей мы с вами сегодня познакомились.
Какую пользу приносят птицы природе?