Анастасия Терновая
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамматика»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Путешествие в страну Грамматика».
Цель занятия : закрепление усвоенных детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по развитию речи и обучению грамоте.
Задачи: образовательные, общеразвивающие, воспитательные.
1. Образовательные:
• Закрепить знания детей о буквах, звуках, умение различать гласные и согласные звуки;
• Дифференцировать понятие: «буква», «звуки: гласные и согласные», «слоги», «предложение»;
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Путешествие в страну Грамматика“» размещена в разделах
• Совершенствовать навык слогового чтения, умения делить слова на слоги;
• Формировать у детей умение читать предложение по слогам из четырех слов;
• Продолжать совершенствовать умение четко и правильно произносить буквы, звуки, скороговорки, чистоговорки;
• Совершенствовать умение интонационно произносить предложение, меня силу, тембр и темп голоса (громко, тихо, медленно, быстро, вопросительно, радостно).
• Закреплять умение отвечать полными ответами на вопросы воспитателя.
2. Общеразвивающие:
• Совершенствовать фонематический слух, восприятие;
• Развивать связную речь, зрительное восприятие, внимание и мышление;
• Развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
• Развивать речь с движением, артикуляционную моторику.
• Закреплять умение подбирать слова-антонимы.
• Развивать мелкую моторику рук с помощью массажеров Су-Джок терапии.
3. Воспитательные:
• Воспитывать положительное отношение к речевой деятельности;
• Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
• Умение выслушивать высказывания своих товарищей, воспитывать эмоциональную адекватность, умение выражать радость;
• Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь педагога.
Ход занятия:
Организационный момент: дети стоят вместе с воспитателем в кругу.
Психогимнастика:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг!
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Сегодня всем с утра желаем мы добра!
Подарим друг другу улыбку!
Педагог: Ребята, посмотрите сегодня у нас гости пришли. Поздоровайтесь с ними. И им подарите свою улыбку.
Педагог: Ребята, утром я у себя на столе обнаружила письмо. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там (воспитатель читает письмо).
Чтение письма.
Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я приглашаю вас совершить увлекательное и интересное путешествие в страну «Грамматика». Вы сможете найти сюрприз, который я приготовил для вас. Если пройдете все испытания. Если вы справитесь со всеми заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затруднятся в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы к школе и вы успеете позаниматься и устранить свои проблемы в знаниях. Я же желаю вам удачи! В добрый час!
Всезнай Академьевич.
Педагог: Вот так сюрприз Всезнай Академьевич прислал нам свои задания. Ну, что постараемся выполнить эти задания? А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем так же, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы учителя и родители могли вами гордиться!
1 задание: «Угадайте загадку».
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В стогом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит,
А называется строй…. (Алфавит).
Давайте, с вами вспомним стихотворение про алфавит:
«33 родных сестрицы».
33 родных сестрицы,
Писанных красавицы,
На одной живут страницы,
И по всюду славятся.
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ- прикатили на еже,
Зэ, И, Ка, Эль, Эм, Эн, О – дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха – оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я – все теперь мои друзья.
Педагог задает вопосы детям:
• Сколько букв в русском алфавите? В русском алфавите – 33 буквы.
• Сколько гласных букв? 10 – гласных букв: А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е.
• Сколько согласных букв? 21 – согласных.
• А сколько знаков? 2 знака: Ъ и Ь знак.
• Кто мне скажет, что такое звук?
• Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
• А как мы узнаем, что звук гласный? (при произнесении воздух не встречает преград).
• А как мы узнаем, что звук согласный? (при произнесении воздух встречает преграды в виде языка и зубов).
• Что такое буква? Чем она отличается от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим). Звуки – слышим, а буквы – пишем.
Педагог: Посмотрите, какое интересное дерево растет (листья – звуки). Задание 2. «1,2, 3, не зевай и свой звук называй»
Подойдите к дереву, возьмите по листочку, там спрятаны звуки: «1,2, 3, не зевай и свой звук называй» (дети по порядку называют свои звуки).
Задание 3. «Гласный и согласные звуки».
Педагог: А теперь следующее задание, здесь в конверте находятся части цветка, серединка и лепестки, необходимо составить цветок, располагая на лепестках соответствующие звуки по цветам: синий лепесток – согласные, красный лепесток – гласные звуки. Приступаем выполнять задание. Дети выполняют задание, потом все вместе проверяем.
Дыхательная гимнастика: «Ах, как пахнет цветок!». Давайте представим, то этом цветок по настоящему пахнет (вдох через нос – нюхаем, на выдохе произносим «Ах, как пахнет цветок!» - 4 раза.
Задание 4. Игра с мячом: «Противоположности».
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ребенок – взрослый
Мокрый – сухой
Новый – старый
Умный – глупый
Быстрый – медленный
Полный пустой
Открыть – закрыть
Высокий – низкий
Громко – тихо
Справа – слева
Трудно – легко
Острый – тупой
День- ночь
Черный – белый
Можно – нельзя
Начало – конец
Глубоко – мелко
Жара – холод
Вход – выход
Бедный – богатый
Вчера – сегодня
Война - мир
Тяжелый – легкий
Горький – сладкий
Горячий – холодный
Здоровый – больной
Грязный – чистый
Говорить – молчать
Большой – маленький
Веселый – грустный
Хороший – плохой
Педагог: А теперь давайте с вами еще маленько разомнемся. Вспомним знакомую физкультминутку, говорим вместе со мной слова и выполняем соответствующие движения.
Физкультминутка «Дни недели» :
В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл,
В пятницу – я прыгал, бегал, очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье (хлопаем)
Целый день я отдыхал.
Задание 5. «Назови картинку».
Педагог: А, чтобы приступить нам к следующему заданию, необходимо пройти и занять свои места за столами.
Ребята, мы уже с вами знаем, что слова состоят из? (звуков).
• А можно ли слова поделить?
• Как называются такие звуковые части? (слоги).
Вот задания, которое приготовил вам Всезнай Академьевич. Посмотрите, на столах лежат карточки. Задание: первое - надо назвать, что изображено на карточки, второе - разделить это слово на слоги, прохлопать слоги в ладоши, и сказать сколько получилось слогов. Не спешим перед ответом, с места не кричим, отвечаем красиво.
Дидактическая игра: «Слоги в ладошки».
Задание 6. «Предложение».
Следующее задание, давайте откроем конверт и посмотрим, что в нем.
Предложение: Мила дома посуду мыла.
• Скажите, а что вы прочитали, как это называется? (предложение).
• Сколько слов в этом предложении? (4).
Молодцы, ребята, давайте вместе произнесем эту скороговорку правильно (тихо, громко, быстро, вопрос, радость).
Педагог: Ребята, а давайте с вами вспомним какие мы еще знаем скороговорки.
Повторение знакомых скороговорок с детьми.
Ребята, теперь предлагаю вам сделать массаж кистей и пальцев рук с помощью тренажера Су-Джока.
Я мячом круги катаю, взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
А теперь прокрутите мячик, и откройте его, достаньте пружинку – колечко. 1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальцы погулять.
Приготовьте левую руку. Вспоминаем вместе со мной стихотворение и одеваем колечко поочередно на пальцы.
• Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой,
• Этот пальчик для того, чтоб показывать его,
• Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине,
• Этот пальчик безымянный, он избалованный самый,
• А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
И последнее задание.
Задание 7. Упражнение: «Расставь буквы по цифрам и составь слово».
Ребята, на ковролине находятся буквы и цифры, необходимо расставить буквы так, чтобы каждая буква стояла на своем месте. Дети расставляют буквы по порядку, читают что получилось, слово: «Дружба».
Молодцы ребята, мы со всеми заданиями справились! Спасибо вам за проделанную работу. Всезнай Академьевич прислал нам с вами награждение: шарики – смайлики. Давайте их надуем.
Дыхательная гимнастика: «Надуваем воздушный шар».
Педагог:
Я желаю вам друзья,
Делать добрые дела,
И дружить и дорожить,
И добро друзьям дарить!
Гостям спасибо за внимание!