Надежда Войтович
Открытое занятие в подготовительной группе «Волшебная капелька воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в подготовительной группе на тему : «Волшебная капелька воды»
Цели: Закрепить знания детей о свойствах воды : не имеет запаха, вкуса, цвета, прозрачная, вода жидкая – может течь. Закрепить способы очищения воды.
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „Волшебная капелька воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с различной посудой, работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия, развитие навыка последовательного изложения своих мыслей, учить правильно строить свою речь.
Предварительная работа: рассматривание глобуса, карты мира, проведение мини-беседы «Если б не было воды», заучивание стихотворений о роднике, реке, море.
Оборудование: иллюстрации на тему «Вода», аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой, фломастеры, листы бумаги, проектор.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Ребята отгадайте загадки:
Кругом вода,
А с питьем беда
Кто знает, где это бывает? (Море)
Много рек, озер морей
Он в себя вобрал
Ты подумай и ответь
Что за великан. (Океан)
Ни вода, ни суша
На лодке не переплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в сильный зной
Ледяной поит водой. (Родник).
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
Но никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
(дождь)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные - вырезные,
А возьмешь – вода в руке.
(снежинки)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце её припечет-
Заплачет она и умрет.
(сосулька)
Быстро убегает прямо из под ног,
Брызгами, играя, прохладный (ручеек)
А за поворотом. Тиха и глубока,
Течет, качая лодки, широкая….(река)
Облака нахмурятся, соберутся в кучу,
Ты увидишь черную грозовую (тучу)
Включается аудиозапись шума воды (Звуки природы 5 – океанское побережье, журчание ручья, весна - легкий дождь.)
Ребята, что за звуки вы слышали.
Ответы детей.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Верно о воде.
Итак, Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.
- Как вы думаете, сколько может прожить человек без пищи?
Ответы детей.
Без пищи мы можем прожить 49 дней.
- А сколько человек может прожить без воды?
Ответы детей.
Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.
Что такое пресная вода? Ответы детей.
Где находится пресная вода? (ручей, река, озеро)
Какая вода в океанах и морях? (солёная) На предыдущих занятиях мы с вами рассматривали глобус и узнали что на земле больше какой воды? (солёной)
- Какой вывод мы можем сделать?
(Воду нужно беречь.)
Физкультурная минутка.
(Под музыку – звуки природы – весна – легкий дождь.)
Дождик капнул на ладошку --- правой рукой касаемся левой.
На цветы --- круговое движение правой рукой.
И на дорожку --- обе руки перед собой.
Льётся, льётся --- руки опускаем сверху вниз.
Ой, ой, ой --- покачивание головы.
Побежали мы домой --- бег на месте.
Вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.
- Как вы думаете, в каких?
Ответы детей.
В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.
Сегодня к нам на занятие пришла маленькая капелька (либо кукла, либо вырезанная из картона капелька с лицом, зовут её Капитошка, также как и нас с вами, ведь наша группа называется как? «Капитошки» Так вот, она попросила меня рассказать вам сказку про её путешествия, послушайте:
“Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…”.
- В каком состоянии находится капелька сейчас?
(В жидком.)
Что же такое вода и какими свойствами она обладает. Чтобы это вспомнить мы пройдем в нашу лабораторию.
Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
- Не шумите – этим вы мешаете другим.
- Аккуратно обращайтесь с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
- Слушайте воспитателя.
- Внимательно следите за результатами опыта.
- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
ОПЫТЫ С ВОДОЙ:
(дети проходят в лабораторию, надевают фартуки, садятся за столы)
На столах разносы с 4 – мя стаканами : 1- сок лимона, 2- молоко, 3- вода, 4- пустой.
- Понюхайте, есть ли запах в первом стакане? Чем пахнет?
Понюхайте воду, есть ли запах? (нет)
-Попробуйте на вкус содержимое 1 первого стакана (лимонный, кислый)
Попробуйте воду (безвкусная)
Давайте вспомним, если добавить в воду сахар, то вода станет какой? (сладкая) А если соль? (соленая)
Уберите стакан с лимонным соком.
Возьмите цветные полоски. Давайте определим цвет воды. Приложите каждую из полосок и сравните. Какого цвета вода? (бесцветная)
Возьмите стакан с белой жидкостью. Попробуйте, что это? (молоко)
Какого оно цвета?
Докажите мне, что вода прозрачная.
(дети опускают маленькую игрушку поочередно то в воду, то в молоко)
Убираем стакан с молоком, берем пустой. Переливаем воду в пустой стакан (что делает вода? ,льётся) поэтому она жидкая.
Что может делать вода? (бежать, течь, литься, капать, бушевать- водопад, журчать –ручей и т. д.)
Капитошка хвалит детей.
Физкультурная минутка. (под музыку Джо Дассен – саксафон и звуки природы)
- А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кабинету по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся на место и продолжим наши опыты.
Ой, мы совсем забыли про нашу капельку. Что с ней произошло дальше…
“…После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…”
Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки – на них образуется лед, и когда выпадает много снега. (Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.)
- Все это можно делать только зимой. Почему?
(Потому что зимой есть и снег, и лед.)
- А в каком состоянии находится капелька сейчас?
(В твердом.)
Правильно.
А что же случилось с нашей капелькой?
“…Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко…”.
Во что превратилась капелька? (в пар)
- В каком состоянии капелька находится теперь?
(В газообразном.)
Где мы можем наблюдать газообразное состояние воды? (кипит чайник, туман, дыхание человека и т. д.)
Давайте вспомним в каких состояниях бывает вода? (твердом, жидком, газообразном)
Какие свойства воды вы знаете? (нет запаха, вкуса, цвета, прозрачная, жидкая, не имеет формы)
Кому нужна вода? Для чего?
(ответы детей)
Капитошка, мы с ребятами приготовили чистую водичку, чтобы показать тебе как мы поливаем свои цветочки.
(в стороне, на столе накрытые салфетками стоят стаканы с водой)
Воспитатель открывает, а в стаканах грязная вода.
- Ой, ребята, что случилось с нашей водой? (ответы детей)
А разве можно поливать растения такой водой? Что же нам теперь делать? (очистить воду)
Сколько способов очистки воды вы знаете?
Дети выбирают себе фильтр, проводят очистку воды.
Затем сливают в лейку при помощи воронки.
Дежурные после занятия польют цветы.
Капитошка хвалит ребят.
Воспитатель говорит, что Капитошка просит детей оживить капельки, которые упали на листочки ребят.
-Подумайте, во что капельки могут превратиться? В этом вам помогут карандаши.
(работа детей под музыку звуки природы 5 –шум дождя или ручей)
- Во что вы превратили капельки? (ответы детей)
Воспитатель и Капитошка: молодцы, вы очень хорошо знаете и о состояниях воды, и о её свойствах, многое умеете, Капитошке очень понравилась ваша работа и она приготовила вам маленькие подарочки, Чтобы вы никогда не забывали её, не забывали, что воду нужно беречь. (раздает медальки с изображением Капитошки)
Спасибо за отличную работу.