Александра Большакова
Открытое занятие «Русская красавица Березка»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие «Русская красавица, березка»
Образовательные задачи: продолжить знакомить детей с деревом, ставшим неофициальным символом России - березой. Выявить отличительные признаки коры березы от других деревьев; свойства коры. Рассмотреть и потрогать изделия из бересты. Закрепить полезные свойства березы, а так же времена года; признаки поздней осени. Учить рисовать картину с помощью чая и паеток.
Публикация «Открытое занятие „Русская красавица Березка“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, речь, внимание, память, мелкую моторику рук, развивать творческие способности.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, умение работать в команде.
Предварительная работа: Беседы о берёзе, рассматривание березы на прогулке, а так же ее иллюстраций, прослушивание русских народных песен, в которых встречается это дерево, знакомство с приметами о берёзе. Заучивание стихотворений о березе.
Материалы и оборудование: проектор, аудиозаписи песен «Белая береза», «Клен и береза», кора березы, дуба. Изделия из бересты, приглашение, картины с изображением поздней осени. Рисунки березы, паетки, чай.
Методические приемы: сюрпризный момент, вопросы к детям, объяснение, поощрение, здоровье сберегающие технологии, работа с проектором, коллективная работа.
Интеграции с другими образовательными областями.
1. Физическое развитие: физкультминутка, дыхательная гимнастика – настрой на работу.
2. Художественно – эстетическое развитие: аппликация «Береза».
3. Социально – коммуникативное развитие: учить приходить друг другу на помощь, внимательно слушать собеседника.
4. Познавательное развитие: рассказ воспитателя.
5. Речевое развитие: ответы детей на вопросы воспитателя, вступление в диалог со взрослым.
Дети входят в зал под русскую народную песню «Клен и береза», ведут хоровод.
Дыхательная гимнастика. Здороваются.
Дети садятся на ковер.
Воспитатель: а любите загадки? Тогда будь те внимательны.
Загадка:
Русская красавица
Стоит на поляне
В белом сарафане
Дети: в загадке говорится о березе.
Воспитатель: В народе говорят: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается»
Ребёнок (читает стихотворение)
Рано утром встаёт она солнце встречать
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней
Ведь берёза – частица России моей.
Воспитатель: да, береза считается символом нашей Родины – России?
Воспитатель: Чем отличается берёза от других деревьев?
Дети: белой корой.
Дети рассматривают кору березы.
Воспитатель: Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий.
Воспитатель: чем необычна кора березы?
Воспитатель: В белой коре – бересте есть отдушины : чёрные чёрточки. Они называются чечевичками, через них берёзка дышит.
Воспитатель: В древние времена наши предки писали на бересте, как на бумаге. А на коре других деревьев не получалось этого сделать.
Исследовательская деятельность.
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть кора березы, кора дуба и кора клена. Давайте мы опустим их в воду, и через некоторое время посмотрит, что произойдет.
Выставка изделий из дерева.
Воспитатель: Пока кора будет намокать, мы отправимся на выставку. Посмотрите что здесь за изделия? А как вы думаете, какие из этих экспонатов сделаны из бересты?
Воспитатель: Из бересты плели корзины, делали коробочки и большие короба. Из древесины берёзы делали лапти, ложки, шкатулки. И сейчас делают сейчас мебель, фанеру, лыжи.
Воспитатель: посмотрите в шкатулке записка – это приглашение в картинную галерею. Но чтоб мы туда попали, надо назвать полезные свойства березы.
Дети: 1)Чай из почек березы очень полезный.
2)Распаренный берёзовый веник в бане, даёт бодрость и силу.
3)Берёзовыми листьями на пасху люди в старину красили яйца.
4)Береза выделяет вкусный сок, который пьют для укрепления здоровья.
5) Берёзовые дрова горят долго, выделяют приятный аромат.
6)Из берёзы делали самые крепкие топорища топоров.
6)Гнали дёготь – ценное снадобье и лекарство.
7)Из берёзовой коры, или бересты, делали посуду, она лучше любого термоса хранила свежесть.
8) В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.
9)Берёзовый отвар обладает противомикробным действием.
10) Берёзовый отвар укрепляет волос.
Воспитатель: Молодцы! Вот и картинная галерея. Посмотрите, какое время года изображено на этих картинах?
Дети: поздняя осень.
Воспитатель: а, как вы догадались? Давай те вспомним признаки поздней осени.
Дети: листья облетели с деревьев, птицы улетают на юг, день стал короче, часто идет дождь, выпадает первый снег, появляется первый лед, люди стали одеваться теплее.
Воспитатель: а какое дерево изображено на всех трех картинах?
Дети: береза.
Воспитатель: Художники и поэты передают красоту природы разными способами и средствами. Художники рисуют картины природы, как?
Дети: красками на бумаге.
Воспитатель: картин мы можем увидеть глазами. А поэты и композиторы создают картины природы, каким образом?
Дети: словами, сочиняя красивые стихи, песни, музыку.
Воспитатель: Давайте вспомним стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзу?
Ребё нок: Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах. (Е. Трутнева)
Дети: Осенью.
Ребё нок: Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (С. Есенин)
Дети: Зимой.
Ребенок: Березка зазеленеет снова,
Сережки сменит нежный лист.
Украсит празднично обнова
Ее милейший скромный лик.
Дети: Весной.
Ребё нок: Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы. (С. Есенин)
Дети: Летом.
Воспитатель: Берё зонька одинаково хороша в любое время года: в зелёной накидке весны, в лёгком ситцевом платье лета, в цветном сарафане осени, в пышном парчовом уборе зимой.
Давай те отдохнем.
Физкультминутка
На берёзу галка села (присесть, руки к коленям,
С дерева потом слетела (встать, помахать руками).
На кровати спит Федот (присесть, руки под щёку)
И с кровати не встаёт (встать, развести руками в стороны).
Поскачите, попляшите.
Сядьте тихо, помолчите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбайтесь,
Быть хорошими старайтесь.
Воспитатель: Интересно, что случилось с корой, которую мы опустили в воду. Посмотрим?
Воспитатель: березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой.
Воспитатель: Вот поэтому раньше старались все изделия делать из березы, они долговечнее.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть. Разделитесь на три команды.
1) «Что не дорисовал художник?». Посмотрите внимательно на рисунки и дорисуйте, что не дорисовал художник.
2) «Расположи правильно». Я вам раздаю карточки, расположите их в следующей последовательности: чтобы береза стояла третья с начала и вторая с конца; расположите над березой клен, а липу первой; березу первую с конца.
3) Подберите слова эпитеты к слову березка. Какая она?
Дети: стройная, скромная, красавица, кудрявая, белоствольная, нежная, милая. Ветви как косы.
4) Молодцы! Вы показали свои знания. Теперь представьте себя художниками и попробуйте дорисовать свои картины с помощью чая и пайеток. Аппликация.
Коллективная работа под русскую народную песню «Во поле береза стояла».
Воспитатель: какая красивая у нас получилась березовая роща. Сегодня мы с вами беседовали о березе, вспомнили ее полезные свойства, а так же предметы, которые из нее делают. На прогулке я вас познакомлю с пословицами и поговорками, про березу. А в группе вас ждет сюрприз (дети пьют березовый сок). Но сначала давай те попрощаемся с нашими гостями, скажем «До свидания!».