arinadadova
Открытое занятие «Путешествие к подножию вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие к подножию вулкана»
(познавательно-исследовательская деятельность для детей старшей группы
Цель: обобщить и расширить знания и представления детей о вулкане.
Задачи: образовательные- дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения,познакомить с профессией ученого-вулканолога.
развивающие:
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
закреплять умение работать с растворами;
развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
Публикация «Открытое занятие „Путешествие к подножию вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
воспитательные:
воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Методы и приё мы: игровой (сюрпризные моменты,наглядный, практический
(опыты,словесный (беседы,вопросы поискового характера).
Виды деятельности: двигательная,игровая,коммуникативная,трудовая,
познавательно-исследовательская,чтение худ. лит-ры.
Словарная работа: жерло, кратер, лава, извержение.
Оборудование:прозрачные пластиковые стаканы и тарелки, ложечки, сода, уксус.
Предварительная работа:чтение энциклопедий по теме «Вулканы»; Рассматривание иллюстраций;отгадывание загадок, чтение стихотворений.
Опыты. Беседы на тему:«Как образуются вулканы?» «Какие бывают вулканы?»
Ход нод:
Воспитатель:
-Ребята, хотите поучавствовать сегодня в волшебстве и стать настоящими волшебниками?
По пути к вам, я получила письмо, интересно от кого оно?
«Помогите мне ребята, срочно надо разобраться, высылаю вам слово без которого не будет волшебства-дедушка Знай».Ой ребята, здесь к сожалению стёрты все буквы, но зато здесь есть подсказки в виде картинок. Давайте попробуем разгадать слово.
-Надо рассмотреть эти картинки и по первым буквам, составить слово. Слово-ВУЛКАН.
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность ей дан,
Значит проснулся грозный… (вулкан).
-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Вулкан-это печка, только подземная, в ней всё время бушует огонь. Когда вулканы «спят», то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.
-Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? ( ответы детей: пепел, лава, бомбы, камни).
-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана. Пояснения по слайду: лава из под земли поднимается по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера вулкана, вулкан имеет форму конуса.
- Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».
Игра –вулкан-хорошо-плохо.
- Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.
- Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить? ( ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)
- И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? ( ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).
- Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия ( ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла круши домов, чтобы они не обрушились).
- Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.
- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение. Но прежде немного отдохнем.
Физминутка.
После физминутки дети проходят к столам и проводится опыт по изготовлению вулкана. Пластиковая тарелка выполняет роль Земли, пластиковый стаканчик – жерло, форма вулкана – конус выполнена из картона. На жерло одеваем конус, кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего готовые вулканы ставятся на середины столов и воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона).
Наблюдаем извержение вулкана.
Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз).
- Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются конфеты).
Скажите пожалуйста, что вы нового узнали из сегодняшнего занятия?