ВАЛЕНТИНА ПУРЫНЗИНА
Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Маленькие волшебники»
Тема: «Волшебная вода».
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы).
Задачи:
Образовательные:
• формирование у детей представлений о свойствах воды;
• уточнить и расширить словарный запас детей о свойствах воды и ее значении.
Коррекционно-развивающие:
• развивать диалогическую речь у детей;
Публикация «Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами „Маленькие волшебники“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
• развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
• формировать познавательный интерес, активность, любознательность;
• воспитывать доброжелательное отношение к окружающей среде, друг к другу.
Предварительная работа:
• просмотр видеозаписи о значении воды на Земле;
• чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде»,
• чтение стихов и пословиц о воде.
Материал и оборудование: фартуки с нарукавниками на каждого ребенка, пластиковые прозрачные стаканчики, салфетки, кружки и тарелки из детской посуды на каждого ребенка, разносы, краски (гуашь, кисти, сахар, сок лимона, камешки, столовые приборы (маленькая ложка, капельки-эмблемы на каждого ребенка).
Ход занятия:
Вводная часть. Организационный момент.
Дети заходят в группу
Воспитатель: Ребята, вставайте в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение:
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрите, к нам пришли гости, мы с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
(включается волшебная музыка и световой шар).
Воспитатель: Ребята, что за волшебство! И музыка сама включается и огоньки мигают. Наверно мы попали в волшебную страну? Как вы думаете?
Дети: Да, наверно это волшебная страна.
Воспитатель: Интересно, в какую волшебную страну мы попали?
Смотрите какой интересный конверт я нашла. Посмотрим, что там. (воспитатель открывает конверт и достает загадку)
Загадка: Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без (воды).
Дети. Без воды.
Воспитатель: Да, верно, без воды прожить невозможно.
Кто скажет, для чего нужна вода?
Дети. Вода нужна нам для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.
Воспитатель. Правильно. Молодцы. - А кому еще нужна вода?
Дети. Вода нужна растениям, рыбам, животным, птицам.
(воспитатель выставляет на мольберт картинки «Для чего нужна вода»
Воспитатель: Сейчас Ариана расскажет нам стихотворение
А у нас в саду дела – Эксперименты снова.
Сам волшебник никогда Не творил такого!
То растопим снег и лёд, То смешаем краски,
Изменяем вкус воды, Как в волшебной сказке.
Тогда нам тоже надо стать волшебниками. Как вы считаете?
Дети: Да:
Воспитатель: Тогда я произнесу волшебные слова:
Вокруг себя вы повернитесь
И волшебниками окажитесь.
(появляется волшебник)
Волшебник: Здравствуйте, мои маленькие волшебники. Я приветствую вас в своей «Волшебной стране экспериментов»
А для того, чтобы узнать много нового и интересного, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать на вопросы.
Волшебник. Я предлагаю вам, отправится в детскую лабораторию и узнать, что еще нового и интересного таит в себе вода. А узнаем мы это, проведя опыты. Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?
1. Надеть специальную одежду. (одевать фартуки и нарукавники)
2. Внимательно слушать взрослого.
3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)
Основная часть:
Воспитатель. Ребята, подойдите к столам. (на спинке каждого стула висит фартук и нарукавники, помогает одевать пом. воспитателя). И наденьте фартуки и представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой. - Занимайте свои места, сели красиво, спины прямые, ноги поставили ровно.
Воспитатель: Ребята, опыты будут с водой, поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.
Опыт № 1 «У воды нет вкуса»
Волшебник. Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус?
Дети. У нее нет вкуса.
Волшебник. А теперь попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям рафинированный сахар). Положите кусочек белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус. Какая вода стала на вкус?
Дети. Вода стала сладкая.
Волшебник. А что за белое вещество вы положили в воду?
Дети. Сахар.
Воспитатель. Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды. Молодцы. Значит, сделаем вывод
Вывод - У воды нет вкуса.
(прикрепить на мольберт значок «Вода не имеет вкуса»)
Опыт № 2 «У воды нет запаха».
Волшебник. Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?
Дети. Да!
Волшебник. Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду. Скажите, вода имеет запах?
Дети. Нет. Вода не имеет запаха.
Волшебник. А сейчас мы изменим запах воды. Я каждому в стакан с водой капну фруктовую капельку сока. Что изменилось?
Дети. Вода пахнет лимоном.
Волшебник. Правильно. Сок лимона растворился в воде, и вода приобрела запах лимона.
Вывод: Вода не имеет запаха
(прикрепить на мольберт значок «Вода не имеет запаха»)
Физ. минутка.
Воспитатель. А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение.
Встаньте в круг.
Опыт № 3 «Вода прозрачная»
Волшебник. Ребята, справа на разносе лежит камешек. Возьмите камешек правой рукой и опустите в стакан с водой. Что произошло?
Дети. Камни упали на дно.
Волшебник. А камни видны в воде?
Дети. Да, мы их видим.
Волшебник. А как вы думаете? Почему мы их видим?
Дети. Потому что вода прозрачная.
Вывод - Вода прозрачная.
(прикрепить на мольберт значок «Вода прозрачная»)
Опыт № 4 «Вода растворитель».
Волшебник. Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой. Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску любую и опустите в воду. Что произошло с водой?
Дети. Вода изменила цвет.
Волшебник. Каким цветом стала вода?
Дети. Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.
Волшебник. Почему вода стала красной, желтой, синей?
Дети. Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной.
Волшебник. Правильно. Вода изменила цвет, потому что краска в ней растворилась. Молодцы.
Вывод: Вода растворяет вещества.
Волшебник: Наша экскурсия в волшебную лабораторию подошла к концу. Ребята, вам понравилось быть волшебниками?
Дети. Да!
Заключительная часть.
Воспитатель. Я считаю, что вы были настоящими волшебниками и хочу вас спросить, как настоящих волшебников, о чем мы с вами сегодня говорили? Расскажите об этом не только мне, но и нашим гостям.
Дети. Мы сегодня говорили о воде.
Воспитатель. Зачем нам нужна вода?
Дети. Пить, поливать растения, умываться и т. д.
Воспитатель. А кому еще нужна вода?
Дети. Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.
Воспитатель. Да, я согласна с вами. Все верно.
Воспитатель. Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?
Дети. Проводили опыты.
Воспитатель. Что это были за опыты?
Дети. Опыты с водой.
Воспитатель. Что вы узнали из опытов?
Дети.
Что вода прозрачная;
Не имеет вкуса;
Не имеет запаха;
Вода растворяет вещества;
Воспитатель. Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой. Поэтому я хочу вам подарить талисманы в форме волшебной капельки, потому что вода действительно волшебная. Пусть эта капелька напоминает вам о своей волшебной силе, а еще о том, что мы должны беречь каждую капельку воды.