Елена Фролова
Открытое занятие по экологии «Семена проснулись»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Дать представление о состоянии семени, готового к посадке, познакомить с ролью и значением корня для растения, учить подготавливать почву к посеву семян, познакомить с процессом посадки. Познакомить с этапами роста и развития овощных культур (от семени до взрослого плодоносящего растения). Продолжать знакомить с разнообразием семян овощных культур, закрепить представления о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании. Развивать внимание, память, мышление, формировать умение анализировать.
Предварительная работа: знакомство с овощными культурами,
Публикация «Открытое занятие по экологии „Семена проснулись“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
каждодневный уход и наблюдение за растениями, посадка лука.
Материал: карточки для дидактической игры «От семени до плода», стеклянные баночки с проращенными семенами перца, томатов, огурцов, фасоли. Земля, песок, торф суперфосфат, мерная баночка. Емкость для почвенной смеси. Детский садовский инвентарь: совки, грабли, лейки. Ящики для посадки, клеенка, тряпочки, фартуки.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Я пришла сегодня в группу, заглянула к нашим семенам, а там происходит что-то необычное. Посмотрите.
Дети рассматривают баночки с семенами, обращают внимание на то, что крышки баночек запотели.
Воспитатель: Почему крышка запотела?
Дети: Потому что наши семена дышат, они же живые.
Открывают крышки. Дети рассматривают набухшие семена. У большинства появился белый «хвостик».
Воспитатель: Как вы думаете, что это за белый хвостик?
Дети: Да это же корешок!
Воспитатель: Вы правильно догадались, конечно, это корешок. Семена показывают нам, что они «проснулись» и пора их сажать в землю. Как вы думаете, почему семена проснулись?
Дети: Потому, что поместили их на влажные салфетки, закрыли крышками, чтобы им было тепло. Они согрелись, напились воды, и «проснулись».
Воспитатель: Теперь семена готовы к посадке. Давайте их посадим. Семенам нужно приготовить мягкую, «вкусную», влажную почву. Зачем им нужна такая почва? Предположения детей.
Воспитатель: Правильно, чтобы корешок мог быстро расти, впитывая воду и растворенные в ней питательные вещества. Займемся приготовлением почвы. Нам понадобятся торф, земля, песок, удобрения.
Дети под руководством педагога, используя мерную банку, берут две части торфа, две части песка, одну часть земли. Все смешивают в тазу.
Воспитатель: Хорошая почва получилась, но чего - то не хватает. Чего
же?
Дети: Питательные вещества.
Воспитатель: Добавим спичечную коробку суперфосфата. А теперь, давайте определим, нужно ли добавлять воду.
Дети изучают землю. Если земля сухая - поливают водой.
Воспитатель: Воду будем добавлять немного, чтобы земля была влажной, но рыхлой. Почему земля должна быть рыхлой?
Предположения детей.
Воспитатель: Правильно. Семена и корешки живые. Значит, дышат. Поэтому земля должна быть рыхлой, чтобы воздух свободно проходил. Приготовленную землю перекладывают в ящички.
Воспитатель: Теперь мы все приготовили и пора сажать семена. Как мы это будем делать?
Дети обсуждают различные варианты.
Воспитатель: Правильно. Мы будем делать канавки и раскладывать семена. Семена будем класть по одному в канавки, на расстоянии друг от друга, чтобы они не мешали друг другу расти. Семечко следует брать осторожно, не касаясь корешка. Как мы будем класть семечко в землю? Предположения детей.
Воспитатель: Чтобы выяснить, кто прав, я познакомлю вас с одним мальчиком, которого звали Павлик. О нем написал известный детский писатель Н. Носов в рассказе «Репка».
Воспитатель (читает) : «Павлик на даче вместе со своими друзьями посадил семена репки, которые ему купила бабушка.
Они поливали грядку из лейки и смотрели, не показываются ли из земли ростки. Но прошло несколько дней, а ростков никаких не было видно.
- Что же это такое? - говорили ребята. - Мы, наверное зернышки вверх ногами посадили - вот они растут вниз, а не вверх.
Вскоре ребята перестали поливать огород. Никто уже не верил Павлику, что из маленьких семян может вырасти репка.
Павлик подумал: «Может быть, мы и на самом деле зернышки вниз головой посадили? Разве разберешь, где у них голова, а где ноги! Они маленькие!»
Еще два дня он поливал огород, а потом тоже бросил.
Один раз Павлик бежал мимо грядки и увидел, что на ней появилась зеленая травка.
- Ну вот, - сказал он, - уже наш огород зарастает травой!
Тут он заметил, что травка растет правильными рядами, будто кто-то нарочно посадил.
- Да ведь это наша репа растет! - закричал Павлик.
Воспитатель: Мальчики не знали, что семечко в земле само поворачивается нужной стороной. Самое главное не торопиться и сажать аккуратно и бережно.
Дети выбирают семена и сажают.
Воспитатель: Нужно семена присыпать землей и еще раз полить. Теперь осталось только их утеплить Тепло и влажность, помогут им развиваться и расти.
Дети накрывают землю полиэтиленом.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «От семян до плода». Давайте вспомним, что будет с семенами дальше
Дети: семена дают росток, потом подрастают, зацветают, дают плоды.
Дети раскладывают по пять карточек каждого семени (огурец, помидора, перец, фасоль) от ростка до плодоносящего растения.
Дети рассказывают почему они так разложили карточки, рассматривают друг от друга.
Подводится итог занятия.