Лукова Олеся
Открытое занятие по экологии «Знакомство с Кроноцким заповедником. Посвящение в Юные Экологи»
для старшей группы
Тема: «Знакомство с Кроноцким заповедником. Посвящение в Юные Экологи».
Цель: Формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с понятием «заповедник».
Публикация «Открытое занятие по экологии „Знакомство с Кроноцким заповедником, Посвящение в Юные Экологи“» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
2. Приобщать детей к основам экологического воспитания.
3. Познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
4. Продолжать расширять знания о защите окружающей природы.
5. Дать представления о том, как негативно воздействует загрязнение на окружающую среду.
Развивающие:
1. Расширять опыт восприятия мира природы, способствовать развитию воображения у детей.
2. Способствовать развитию познавательной активности, развитию умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать желание охранять природу родного края, заботиться о ней.
Оборудование:
Презентация, музыкальное сопровождение, деревья, нора, соболь, кольца-дупла для соболей, столы с карточками –заданиями, монетки, озеро, пластиковый мусор, рыбы, вулкан плоскостной, сумки (подарки детям).
Интеграционные области:
Познавательное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие (музыкальное, физическое развитие.
Форма организации: группа
1
Ход занятия:
Вход в зал под песню «Как прекрасен этот мир» (Слайд № 1)
В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по особой земле нашего полуострова. Называется она -Кроноцкий заповедник.
Садимся в импровизированный вертолёт (сели на стульчики) -звук вертолёта. (Слайд № 2)
В: Мы пролетаем через горы и долины, реки и озёра, леса и тундры.
В: Но для начала давайте уточним, что же такое заповедник? (Слайд № 3-12)
Ответы детей
В: Заповедники-это такие участки леса, или тундры, или гор, где природа охраняется от злых людей.
В: Что именно охраняется в заповеднике?
Ответы детей
В: Охраняется животные, растения, реки, горы
В: Вот мы и добрались до заповедника (Слайд № 13-15, а вы знаете, как надо себя вести в заповеднике (ходить только по тропинке друг за другом, не шуметь, не ломать растения, при встрече с животными не разрушать их дома, не подходить к ним близко, не трогать их руками)
В (инспектор) : Здравствуйте ребята я инспектор по охране заповедника, я работаю и живу в заповеднике, прошу вас следовать за мной (передвигаемся по тропинке)
И: Это самый большой заповедник на Камчатке и один из первых заповедников в России. В начале он был создан для охраны соболей. (Слайд № 16) И случилось это очень давно, когда не было ещё ни меня не вас и даже ваших бабушек с дедушками- почти 130 лет назад. Люди убивали соболей, потому что считали, что у них очень тёплый и красивый мех. Когда люди поняли, что соболей остаётся всё меньше и меньше, решили сами охранять этих маленьких зверьков, а со временем там стали охранять не только соболя, но и всю камчатскую природу. Прошу вас следовать за мной, а передвигаться мы будем по тропинке.
В: Товарищ инспектор, а чья это норка? (подходит к норе)
Из норки показывается соболь
2
И: А в этой норке живет соболь, он очень весёлый зверёк, мы назвали его Шкодой, он постоянно пытается пробраться в мой дом, но я вам скажу, если прикормить соболя, он всё перевернёт в помещении. (А ещё он может погибнуть, потому что потеряет навыки охотника) Прикормка диких зверей строго запрещена!
В: А чем питается соболь?
И: Ребята, а вы как думаете, чем питается соболь
(ответы детей)
И: Он высматривает и вынюхивает не видно ли где полёвки, а вы знаете, кто это (это мелкие грызуны, похожие на мышей с круглыми ушками и коротким хвостиком, любит рыбку, а ещё он очень любит ягоду, а какую камчатскую ягоду вы знаете? (Брусника, голубика, рябина)
И: Как вы думаете в какое время суток он охотится? (ответы детей)
И: Он охотится вечером и ночью.
И: Соболь считается символом нашего заповедника! (Слайд № 14)
Игра «Соболи и дупла»
Дети занимают дупло (кольцо, каждый живёт в своём дупле.
Соболи отправляются на охоту (Все имитируют охоту). Вдруг ведущие становятся лесорубами и срубают старые деревья с дуплом. Играющие должны как можно быстрее занять домик. Оставшиеся соболи остаются без дупла и выходят из игры.
Дети садятся на стульчики
В: Ребята в природе нет ничего лишнего, даже старые деревья служат жильём для животных.
Презентация (Слайд № 15-16) - «Пихтовая роща»
В: Какая необычная роща (на экране) ?
И: Да. Растут здесь очень редкие деревья и называются они «Пихта грациозная» (Камчатская)
Пихты - крупные вечнозелёные растения с красивой кроной. Это растение необычное – шишки на нем растут вверх. В конце лета чешуйки шишки отваливаться и остаются раздетые до основания стерженьки, острые на конце, как гвоздики. Пихты живут столетиями. Они занесены в Красную книгу.
3
Игра-релаксация «Представь себя деревом»
Ход игры:
Дети стоят с закрытыми глазами
В: Представьте себя пихтовым деревом. Почувствуйте, как уходит корень, глубоко –глубоко в землю. Боковые корни начинают расти вправо, влево, вперёд, назад. Осторожно покачайтесь вперёд- назад, почувствуйте, как прочно вы вросли в землю. Поднимите руки-это ваши ветви, они тянутся к свету, на них созревают шишки. С приближением осени шишки созрели (руки в стороны, пальцы в щепотку вверх). Чешуйки опадают (поочередно раскрываем пальцы рук, остается только большой палец) и остаются одни стерженьки. Становится всё холоднее, сок опускается по ветвям в ствол и в корни, деревья погружаются в спячку.
Дети садятся на стульчики
И: Ребята, а вы запомнили, как растут шишки пихты (да, а мы сейчас проверим. Предлагаю поиграть в игру «Лишние шишки», подойдите к столам, как вам удобно (на столах лежат карточки с изображением пихты с шишками, шишки покрыты краской и монетки номиналом 2 рубля по количеству детей). Я раздаю вам карточки, на которых изображены пихта с шишками, но здесь секрет, не все шишки пихтовые, вам надо найти лишние шишки, при помощи этой монетки.
Игра «Лишние шишки»
Ход игры: Дети монеткам стирают краску с карточек
Цель: Быстро и правильно найти лишние шишки (не пихтовые)
И: Молодцы ребята, все постарались! А по сколько лишних шишек оказалось у вас на пихте?
Ответы детей.
И: Мы продолжаем нашу экскурсию, следуйте за мной.
В: Посмотрите, это же озеро! Подходим к озеру с мусором.
И: Как вы думаете, что произошло с озером? (Ответы детей). Наверное, здесь были туристы, которые не умеют вести себя на природе.
Могут ли в таком озере водится живые существа? (Ответы детей)
И: Вы согласны помочь, очистить озеро от мусора?
4
Игра: «Очистим озеро»
В: Я предлагаю разделиться на две команды, команду мальчиков и девочек.
Первыми будут убирать мусор мальчики, а потом девочки. (Дети убирают мусор, складывают его в контейнер).
И: А теперь в этом озере будет водиться рыба.
Танец «Рыбки»
(запускаем рыбу в озеро)
В: Посмотрите, какие вы молодцы, помогли очистить озеро и вернуться рыбам в свой дом.
И: А представляете, что происходит с мусором на нашей планете…
(Слайд с пятном)
В: Тихом океане есть огромный остров из мусора, его так много, что по нему даже можно ходить. Из-за этого мусора каждый год погибает тысячи животных. Животные принимая мусор за пищу, проглатывают его и гибнут, а другие животные запутываются в нём.
(Слайд с пострадавшими животными)
И: Как вы считаете, люди могут помочь нашей планете, сократить количество этого мусора? Как это можно сделать?
(Ответы детей)
И: Ребята, нашей планете очень нужны помощники - экологи, вы готовы стать юными экологами?
(Да)
В: Сейчас мы построимся для посвящения в экологи.
Ребята, у каждой команды экологов есть свой девиз, так пусть же он и у нас будет! (воспитатель читает девиз)
В: Вам нравится такой девиз? А сейчас все вместе произнесём его.
Вместе произносим девиз:
«Мы ребят - эколята!
И хотим вам все сказать,
Будем мы природу
Любить и защищать!» 5
И: Ребята, вы стали настоящими экологами, и я хочу вручить вам подарки, которые послужат вам долго, не так как пластиковые.
Вручение экологических подарков. (Дети благодарят инспектора)
В: Уважаемый инспектор, мы благодарны вам за интересную экскурсию по заповеднику. А сейчас ребята хотят подарить вам песню, в которой поётся о том, какой бы мы хотели видеть нашу планету.
Песня «Мы хотим, чтобы птицы пели»
В: Наше путешествие подошло к концу.
И: До свидания ребята. Берегите природу!
В: Пора возвращаться, занимайте места, мы отправляемся в обратный путь.
Ребята, вам понравилось путешествие? А что вам понравилось больше всего? Вы теперь стали помощниками природы –Эколятами. Какие выводы вы сделали для себя? (ответы детей)
В: Какая ваша главная задача? Беречь природу!
Дети выходят из зала.
6