Елена Терентьева
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Воины разных эпох. Русские богатыри»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий к открытому занятию по развитию речи в старшей группе к подготовке к празднику Защитника Отечества «Воины разных эпох. Русские богатыри»
В двух частях
Цели:
-Воспитание патриотических чувству старших дошкольников, чувства любви к Родине.
-Вызывать эмоциональный отклик, чувство сопричастности к истории родного края, сопереживание былинным героям
-Расширять и укреплять знания детей об истории Родины, об исторических событиях.
Публикация «Открытое занятие по развитию речи в старшей группе „Воины разных эпох, Русские богатыри“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-Развивать представление детей о разных родах войск, закрепить знания кто такие защитники отечества.
Продолжить знакомство с пословицами и загадками о древнерусских -воинах, научить понимать и объяснять их значение, воспитывать чувство гордости за свой народ, армию, желание защитить свою страну.
Предварительная работа:
Знакомим со сказочно-былинной живописью, чтение былин «Илья-Муромец и Соловей разбойник», «Про Добрыню-Никитича и Змея-Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», рассматривание картин В. М. Васнецова «Три богатыря» «Витязь на распутье»: иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина; беседа о Родине, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций книг, альбомов о войне, чтение рассказов Л. Кассиль «Памятник Советскому солдату» рассказ про Ваню Андрианова.
Проектор для просмотра мультфильмов.
Часть первая
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, какой скоро будет праздник? (День защитника Отечества).
Воспитатель: Правильно. Он посвящен всем мужчинам во всем мире. Быть защитником своей страны очень почетно, но защищать нужно не только страну, но и всех тех, кто попал в беду, кому нужна поддержка и помощь
Сегодня мы отправимся в мир былины, Что такое былина» Слово «былина происходит от слова быль. То, что было, но очень давно. В старину былины рассказывали сказители и гусляры нараспев, аккомпанируя на древнем музыкальном инструменте-гуслях. Воспитатель выносит гусли и медленно проводит по струнам. Люди слушали былину, и вставали перед их взором могучие богатыри, защищавшие родную землю от врагов.
Сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
-Вот так слагалась былина. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская Земля, Родина, Россия- какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение-загадку.
Силен как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град
Спасает бедных и детей,
И стариков и матерей!
-О ком говорится в этом стихотворении? (О богатыре).
-Правильно. Мы сегодня поможем богатырю преодолеть все трудности. Давайте вместе с ним сядем на крепкого коня и отправимся в дальнюю дорогу.
В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов татар, печенегов. Об этом мы с вами прочитали в книге «Званко-сын Добрилы». Они ходили на Русь, разоряли села и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро (отрывок из мультф. «Князь Владимир»)
-Русский писатель Алексей Толстой так написал про богатырей:
О витязь! Делами твоими
Гордится великий народ.
Твое громоносное имя
Столетия все перейдет.
-Тысячу лет назад это было, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей. Каких богатырей Вы знаете? Это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алеша Попович, и много богатырей, чей подвиг был воспет в былинах.
На проекторе показывается отрывок из мультфильма «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» или «Алеша Попович и Тугарин-Змей». Лучше поискать в фильмотеке советский мультфильм про молодость и возмужание Ильи Муромца.
-С кем сражались русские богатыри? (Ответы детей.) Со Змеем Горынычем, Соловьем-Разбойником, Идолищем-Поганым, Тугариным Змеевичем. А кого они защищали(Ответы детей) Слабых, беззащитных-женщин, стариков, всех кто живет на родной земле.
На проектор выводится изображение картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Слава русской стороне!
Слава Русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев?
• Смелость силе воевода.
• Кто смел, тот на коня сел.
• Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
• На Руси не все караси, но есть и ерши.
• Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать
Когда богатыри собирались вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом говорится в следующих пословицах:
• Не родом богатырь славен, а подвигом
• Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать
• Мое богатство-сила богатырская, мое дело-Руси служить, от врагов оборонять.
• В русском сердце прямая честь да любовь к Руси-матушке.
Динамическая пауза.
Под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота» заходит ребенок в костюме богатыря.
Воспитатель читает отрывок из былины «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»
Подъехал он ко городу Чернигову
У того ли города Чернигова
Нагнано врагов черным-черно,
Он как стал-то эту силу великую
И конем топтать, и копьем колоть
И побил он эту силу великую.
Ведение игрового момента
Ребенок в костюме богатыря: Ребята, отгадайте, какие сказочные герои поселились в русском лесу?"
Свист соловьиный,
Взор орлиный-
Не зверь, не охотник,
А ….(Соловей разбойник)
Из-за сопок и полей
Показался некий зверь.
В ноздри он дышал огнем,
Ночью стало, словно днем.
Он украл Забаву,
Потащил в дубраву (Змей Огненный)
-Ребята, а кто нам поможет победить Огненного Змея и Соловья –Разбойника? (Богатырь)
Звучит пьеса «Утро» Э. Грига. Педагог читает стихотворение:
Широка ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Воспитатель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?(Чувство торжества, гордости за свою Родину.)
-Сегодня мы познакомимся с русским богатырем Никитой Кожемякой. На экран выводится иллюстрация «Никита Кожемяка».
Воспитатель: Ребята, а какой подвиг совершил Никита Кожемяка?
Педагог зачитывает отрывок из русской народной сказки»Никита Кожемяка»:
Никита (Кирилл) Кожемяка- герой народной сказки, записанной в нескольких вариантах в разных губерниях Великой, Малой и Белой Руси. В наиболее полных вариантах (белорусских и украинских) рассказывается, что у киевского князя была унесена дочь змеем, который, полюбив ее, держал в заточении. Узнав от Змея, что боится он только одного человека –Никиту (или Кирилла) Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать богатыря и побудить его биться с змеем., когда посланные князя вошли в избу Кожемяки, занятого свои обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 кож. На просьбу князя биться со змеем он сначала отвечает отказом. Не могут умолить его и посланные князем старцы, но трогают просьбы и плач детей, присланных князем. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, Никита бьется со змеем и освобождает княжескую дочь. Змей, опрокинутый Никитой Кожемякой, молит его о пощаде и предлагает разделить Землю пополам. Никита сковал соху в 300 пудов, запряг в нее змея и провел борозду от Киева до моря; затем, начав делить море, он убил змея и утопил его труп. Остатки борозды от пахания Никиты видны и теперь; такие «змеиные «валы до сих пор указываются в некоторых местах Украины.
-Кто из богатырей был богатырем-пахарем?(Микула Селянович)
Богатыря-пахаря на Руси называли Оратай, Оратаюшко. Микула Селянович обладал невероятной богатырской силой. Былина о нем так говорит:
Он одной рукой камень вывернет,
А двумя то руками быка свалит,
Зовут его Микула Селянович.
-Когда воинам –ратникам нужна была помощь, они звали Микулу Селяновича:
Ой же ты, оратай-оратаюшко,
Ты поди-ка с нами во товарищах
-Микула Селянович помогал защищать землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»[/i]
-Как вы думаете, ребята, какой труд легче :ратный или земледельческий, а какой тяжелее?
-Былина поучает:» Воевать легче, чем пахать, а пахарь-оратай сильнее воина.»[/i] Былина воздвигает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным. В старину говаривали:i]» Деревенским людом Русь кормится».[/i][
Динамическая игра: Ребята, а давайте поиграем в игру «Русские Богатыри». Я буду произносить слова, как Микула Селянович, а вы повторяйте за мной движения.
Нивка, нивка
(Дети идут по кругу, взявшись за руки,
Яровая жинка,
Уроди пшеничку,
Горох да чечевичку
(Делают взмахи руками снизу вверх).
На поле копнами
(руки вверх,
На столе пирогами
(Лепят пироги).
Нивка золотая
(Идут по кругу,
Добра, медовая,
Принеси нам хлеба
Стебелек до неба
(руки вверх)
Матушка рожь,
Встань стеной сплошь
(Взявшись за руки, поднимают вверх)
Стебель в оглоблю
Колос в дугу
(Наклоны вправо-влево)
Встань, рожь большая,
Вот такая
(Руки вверх)
Расти, копна золотая,-
Вот такая.
(Присели, медленно встать, поднимая вверх)
-Подвиги русских героев-богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Богатыри». Давайте посмотрим на картину и поговорим о ней.
-Какой богатырь изображен в центре картины? (Илья Муромец)
-Как вы догадались, что это Илья Муромец (Он самый старший, могучий, мудрый)
-Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)
-Кто справа от Ильи Муромца? Какими качествами обладал Алеша Попович?
-Главным другом богатырей был конь. Снаряжение на лошади называется упряжь. Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло)
-Как одеты богатыри? (На них кольчуга-железная рубашка)
-Зачем нужна кольчуга богатырям? (Она защищала богатырей оту даров копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7килограмм).
-Что надето на головы богатырей?(Шлем) На Руси его называли шелом. Шлем оберегал голову-богатыря от ударов.
-Какие еще доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, палица, топор, меч).
-Меч был главным оружием воинов-богатырей и ратников в ту пору на Руси. Меч называли булавой. На мечах давали клятву, его передавали от отца к сыну. Меч носили в ножнах (Ребенок в костюме богатыря показывает меч, сделанный из картона и фольги).
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков: (Показывают силу богатыря)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомились с древним русским творчеством- былинами и воспеваемыми в них подвигами древнерусских богатырей. А сейчас, мы садимся на свои стулья, закрываем в глаза, и отправляемся в путешествие во времени, где мы встретимся с новыми героями- русскими солдатами-богатырями на Бородинском поле и героями Великой Отечественной войны.
Часть первая оканчивается.
Литература:
-Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа, авт. -сост. Н. В. Лободина. -Волгоград :Учитель, 2012;
-Курочкина Н. А. Знакомим со сказочно-былинной живописью. (большое искусство-маленьким).-СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.-(Библиотека программы «Детство"