Ольга Остащенко
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Рассказать детям о фольклоре, какие бывают виды устного народного творчества. Уточнить знания о пословицах и узнать новые пословицы. Обогащать и уточнить словарь.
Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы, рассуждать, строить предложения разной грамматической структуры.
Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Воспитывать интерес к разным формам словесного народного творчества.
Воспитывать интерес к народному творчеству. Знать русские традиции и культуру.
Публикация «Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе „Ярмарка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы: расписная шаль, поднос, народные игрушки, изделия народных промыслов, куклы для театрализации, картинки с пословицами, атрибуты для игры.
Ход занятия:
1. Вступление.
Воспитатель: -Ребята, мы с вами отправимся на праздник.
Из глубины веков до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, шутливые потешки, весёлые и грустные песни.
Все эти виды народного творчества принято называть английским словом «Фольклор»- переводится это слово, как «народная мудрость».
У наших предков было много развлечений и одно из них – карусель!
- На карусели мы и отправимся на русскую ярмарку. (Дети берутся за ленточки и произносят скороговорку).
Скороговорка:
Нас за тридевять земель
Не укатит карусель.
Но куда же без оглядки
Мчатся зайцы и лошадки?
Едем мы на карусели
От веселья и к веселью.
(Скороговорка сначала произносится в обычном темпе, затем быстрее, можно спросить желающих произнести скороговорку.)
2. Воспитатель: -Ну хорошо,ребята, садитесь.
Есть такая пословица: «Делу время, потехе час».
- Как вы её понимаете? (Ответы детей)
-Это значит что делу нужно уделять основное время,а потом уже и повеселиться можно.
Игра: «Угадай пословицу по картинке». Воспитатель показывает картинки, а дети угадывают пословицы. Дети приводят примеры из жизни детского сада.
1. «Поспешишь- людей насмешишь».
2. «Скучен день до вечера, если делать нечего».
3. «Хочешь есть калачи- не лежи на печи».
4. «Собираешь по ягодке- наберёшь кузовок». (Здесь можно привести пример, что дети на каждом занятии получают новые знания и в конечном итоге наберут их очень много для того чтобы успешно учиться в школе).
Воспитатель просит детей привести свои примеры пословиц и объяснить их смысл.
Воспитатель: -Сейчас у нас на ярмарке потехи час. (Воспитатель надевает кокошник, накидывает платок, берёт в руки поднос. На подносе несколько игрушек).
Воспитатель: -Кто хочет купить товар, опишите его, расхвалите!
(Ребёнок берёт игрушку, описывает её и ставит, и так 2-3 человека.)
3. Загадки.
Воспитатель: -А теперь попробуйте отгадать что я вами загадаю. Например, этот предмет сделан из дерева, без него не обходилась ни одна трапеза,а так же его можно использовать как музыкальный инструмент (ложка).
Затем дети загадывают загадки друг другу.
4. Физминутка.
Воспитатель: Вот и у нас пришел потехи час. Русская народная игра «Горелки».
5. Воспитатель: На ярмарках люди устраивают смешные соревнования:
- кто быстрее пробежит в мешке;
- кто с закрытыми глазами скорее накормит покупателя сметаной;
- кто больше всех съест блинов;
- кто перетянет канат и т. д.
- А у нас на ярмарке работает театр кукол. Куклы развлекают детей, рассказывая небылицы.
Воспитатель берёт куклу и за ширмой показывает представление.
Небылицы.
Как у нашего Данилы
Разыгралася скотина:
Овцы – в донцы,
Тараканы – в барабаны,
Утки – в дудки,
Сверчки- в смычки,
Комары в котлы,
Козёл- пляшет,
Ножкой машет.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.
Бух, бух, бух, бух
Захватило, братцы дух.
(Дети разыгрывают представление за ширмой выбирая понравившихся героев и рассказывая разученные раннее на занятиях небылицы).
6. Воспитатель: -Ребята, а вы любите сказки? Мы с вами прочитали много сказок и сейчас проверим помните ли вы их героев и кто написал эту сказку.
- А игра называется «доскажи словечко». Я буду называть слово, а вам нужно будет добавить сказочное слово.
1. Петушок (золотой гребешок)- русская народная сказка.
2. Кот (в сапогах)- Шарль Перро.
3. Баба (Яга)- русская народная сказка.
4. Царевна (лягушка)- русская народная сказка.
5. Гадкий (утёнок)- Г. Х. Андерсен.
6. Гуси (лебеди)- русская народная сказка.
7. Жар (птица)-из сказки «Конёк –горбунок»- П. П. Ершов.
8. Красная (шапочка)- Шарль Перро.
Воспитатель: -А ещё у меня есть карточки, но они не простые, чтобы узнать какая на них картинка нужно составить слово.
7. Дидактическая игра «Назови какой…»
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, на ярмарках люди привозили разный товар, раскладывали его на прилавки. Вот и на нашей ярмарке есть такой прилавок. Посмотрите сколько здесь товара. Давайте посмотрим из чего же этот товар.
Ковёр из шерсти- шерстяной ковёр (отвечают дети)
Полотенце из льна- льняное полотенце,
Ложка из дерева- деревянная ложка,
Варежки из шерсти- шерстяные варежки,
Воротник из меха- меховой воротник,
Индюк из глины- глиняный индюк,
Солонка из бересты- берестяная солонка,
Кукла из тряпок- тряпичная кукла и т. д.
8. Итог занятия.
Воспитатель: -Где мы побывали сегодня( –На ярмарке.)
-Для чего люди устраивали ярмарки( –Развлекались, покупали и продавали разные товары, общались. Сочиняли и рассказывали загадки, небылицы, сказки, пословицы и поговорки.)
- Как одним словом можно назвать эти формы словесного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость.»
-А ещё люди угощали друг друга и сами угощались. Давайте угостим наших гостей и сами угостимся. (дети приглашают к столу гостей и сами угощаются).