Попова Виктория
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Страна красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить правильное произношение слов. Совершенствовать связную речь, слуховое восприятие детей с помощью коммуникативных игр
Задачи:
1. Образовательные: учить распознавать на слух и отчетливо произносить звуки; совершенствовать диалогическую форму речи на протяжении всего занятия; обучать детей рассказыванию в свободной форме; продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением; активизировать в речи детей существительные и прилагательные.
Публикация «Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе „Страна красивой речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
2. Развивающие : развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
3. Воспитательные: воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность; воспитывать умение детей договариваться между собой; формировать дружеское доброжелательное отношение между детьми; воспитывать умение слушать своего сверстника не перебивая его.
Предварительная работа: чтение рассказов о рыбах, просмотр видео «Подводный мир», повторение звукового разбора слов, дидактическая игра «Угадай кто?».
Оборудование: проектор, макет воздушного шара, видео «Подводный мир», схема составления сиквейна, картина «Мим», карточки с изображением животных и предметов, доска магнитная, схема слова «лиса», спортивные коврики.
Раздаточный материал: схемы слова и фишки для звукового разбора слова.
Ход НОД
Приветствие.
Воспитатель: Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну красивой речи! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. В Стране красивой речи вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всем, вас ждёт награда… Желаю вам удачи!
Но для начала, вам нужно выучить главное правило моей страны. Повторяйте за мной.
Воспитатель и дети:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Воспитатель : А отправимся мы с вами на воздушном шаре. Давайте все вместе его надуем.
Артикуляционная гимнастика: Надуть и сдуть щеки 2р.
Мальчики, запускайте шар.
Дети рассказывают стихотворения.
Застолбил местечко в небе
Между пышных облаков.
Там ещё ни разу не был,
Но лететь уже готов.
Разноцветный, толстый шарик
Рвётся в радостную высь.
Солнца ласковый фонарик
Мне сигналит: «Понеслись!»
Звучит музыка «Полет на шаре»
Воспитатель : Вот мы и прилетели. Добро пожаловать в Страну красивой речи. А что же такое речь?
Дети: Речь – это способность говорить.
Воспитатель: Когда мы слушаем и говорим, то пользуемся устной речью.
А вы знаете, что древние люди не умели говорить и общались мимикой ( выражением лица: улыбались, хмурили брови.) и жестами, то есть показывали руками, что они хотят. Например: хотел древний человек, чтоб к нему подошёл друг. Что он делал? А как здоровались?
Когда мы разговариваем, работают наш язычок и наши губы, а когда-то давно губы называли «уста». Отсюда и появилось название «устная речь».
Воспитатель: Познакомьтесь, это самые тихие жители моей страны. А как вы думаете, почему они самые тихие? (потому-то не умеют разговаривать). У рыб свой особенный язык, мне очень трудно разгадать его. Я ничего о них не знаю. Может вы попробуете?
Дети: У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причё м рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.
Воспитатель: Кто может ответить, как передвигаются рыбы?
Дети: Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые. Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.
Рыбе легче плавать, если её тело имеет продолговатую форму, но иногда встречаются такие интересные рыбы, что их и описать сложно
Воспитатель : А знаете ли вы, сколько живут рыбы?
Дети: От 5 до 100 лет. Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго.
Воспитатель: Вы очень много рассказали мне о рыбах. А давайте попробуем составить сиквейн о них.
Дети: Сиквейн про рыбу.
1. рыба. 2. мокрая, скользкая. 3. плавает, бултыхается, выскальзывает. 4. без труда не выловишь рыбку из пруда. 5. море
2. Рыба 2. Морская, речная 3. Плавает, питается, размножается 4. Рыбные ресурсы необходимо охранять 5. Живущие только в воде
Воспитатель:Мы отлично справились с заданием. Идем дальше.
Познакомьтесь, это Мим, самый загадочный человек в Стране красивой речи. Дети, кто знает, чем он отличается?
Дети: Мим общается с помощью жестов и мимики, и никогда не произносит слова).
Коммуникативная игра: «Пантомима» несколько человек человек получают картинку с изображением животного, показывают без слов. Дети отгадывают.
У Мима есть любимая игра, он любит все переворачивать наоборот.
Давайте и мы поиграем?
Д / и «Скажите наоборот»
Скажу я слово «высоко», вы отвечайте «низко». Понятно? Начинаем.
Молодой-Старый
Быстрый-Медленный
Начало-Конец
Мокрый-Сухой
Широкий-Узкий
Чистый-Грязный
Тихо-Громко
Пустой-Полный
Небо-Земля
А еще мим любит загадки и тайны.
• Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур)
• Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф)
• Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь)
• Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко)
• Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока)
• Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок)
• Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
• Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей)
Вы молодцы! Вам понравилось? Давайте немножко отдохнем и пойдем дальше.
Физминутка
Головою три кивка.
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
Воспитатель: Ой, смотрите. Это Буковки, мои самые главные помощники. Без них Страны красивой речи точно бы не было. Ребята, а чем отличаются буквы от звуков?
Дети: Буква – это то, что мы пишем. Графические символы на листке бумаги. При чтении слова мы произносим звуки. Основное отличие звуков от букв - звуки нельзя записать, их можно только произнести. И звуков несколько больше, чем букв.
Воспитатель: Как произносятся гласные звуки?
Дети: Легко, свободно, поются, тянутся. При произношении согласных звуков нам встречается препятствие (зубы, губы, язык, они состоят из шума или голоса.
Воспитатель: А какими фишками обозначаются гласные и согласные?
Дети: Мягкий согласный – зеленый цвет, твердый согласный – синий, гласный обозначается красным цветом.
Воспитатель: Перед вами картинки и схеме. Сделайте пожалуйста звуковой разбор слова. Один ребенок делает разбор слова у доски.
А у меня еще и загадки есть для вас.
Чёрные, кривые,
От рождения немые.
А как только встанут в ряд
Сразу вдруг заговорят
(буквы)
Волк, голодный серый волк,
Выл он, выл, потом умолк.
Волк сейчас сидит в траве,
Волк — в траве под буквой.
(В)
Д/И «Поменяй слова местами и составь предложения».
Воспитатель: Картина висит на стене. Играют мячом весело дети. Собирать, девочек, послала, ягоды, мама. У, Тани, в, руках, лукошко.
Воспитатель: Вы делаете успехи, я вами горжусь! У меня для вас есть еще одно, последнее, очень не простое задание, но я думаю вы справитесь.
Воспитатель: Вам нужно описать свойства предметов, материал, форму предмета (яблоко, кружка, кубики, мячик).
Я буду показывать одному из вас предмет. А все остальные отгадывают, кто знает что это – поднимает быстро руку. Вперед!
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Где мы с вами были? (ответы детей).
Ребята, вы молодцы! Вы очень много знаете, ваша речь богатая и красивая. Я и мои друзья очень рады таким гостям. Мы желаем вам успехов и новых достижений. Уже совсем скоро вы попрощаетесь с детским садом и пойдете в школу. И как я обещала в начале нашего пути, я дарю сам самую главную книгу – азбуку, и вкусные угощения, чтобы учиться было слаще. До свидания, друзья. До новых встреч.